Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕРУВИ́МСКАЯ ПЕСНЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 34

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Никитин

ХЕРУВИ́МСКАЯ ПЕСНЬ (греч. χερουβιϰὸς μνος, χερουβιϰόν; по пер­вым сло­вам тек­ста «Иже хе­ру­ви­мы»), бо­го­слу­жеб­ное пес­но­пе­ние пра­во­слав­ной Церк­ви. По­ёт­ся на ли­тур­ги­ях Ио­ан­на Зла­то­ус­та и Ва­си­лия Ве­ли­ко­го во вре­мя ве­ли­ко­го вхо­да, ко­гда ев­ха­ри­сти­че­ский хлеб и ви­но пе­ре­но­сят с жерт­вен­ни­ка на пре­стол. Пред­ва­ря­ет гл. час­ти ли­тур­гии – ана­фо­ру (воз­но­ше­ние) и при­ча­ще­ние. Ино­гда «Иже хе­ру­ви­мы» за­ме­ня­ет­ся на «Ве­че­ри Тво­ея тай­ныя» (в Ве­ли­кий чет­верг), «Да мол­чит вся­кая плоть че­ло­ве­ча» (в Ве­ли­кую суб­бо­ту) и «Ны­не си­лы не­бес­ныя» (на ли­тур­гии Пре­ж­де­ос­вя­щен­ных да­ров). «Иже хе­ру­ви­мы» и «Ве­че­ри Тво­ея…» во­шли в ка­фед­раль­ное бо­го­слу­же­ние Кон­стан­ти­но­по­ля в 573–574, «Ны­не си­лы…» – в 615; пес­но­пе­ние «Да мол­чит…», встре­чаю­щее­ся в ру­ко­пи­сях с 11–12 вв., ве­ро­ят­но, име­ет ие­ру­са­лим­ское про­ис­хо­ж­де­ние. Эти пес­но­пе­ния, кро­ме «Ве­че­ри Тво­ея…», по­свя­ще­ны те­ме со­слу­же­ния ан­ге­лов Хри­сту и за­вер­ша­ют­ся трое­крат­ным воз­гла­ше­ни­ем ал­ли­луйи. Воз­мож­но, ра­нее Х. п. ис­пол­ня­лась без пе­ре­ры­ва три­ж­ды, позд­нее её ста­ли раз­де­лять воз­гла­сом на 2 час­ти и по­вто­рять три­ж­ды ал­ли­луйя. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции для Х. п. бы­ли соз­да­ны мно­го­чис­лен­ные, как пра­ви­ло ме­лиз­ма­ти­че­ские, рас­пе­вы. Му­зы­ку для Х. п. соз­да­ли мн. рус. ком­по­зи­то­ры, сре­ди ко­то­рых – Н. П. Ди­лец­кий, В. Ти­тов, М. И. Глин­ка, М. А. Ба­ла­ки­рев, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, П. И. Чай­ков­ский, С. В. Рах­ма­ни­нов, А. Д. Кас­таль­ский, П. Г. Чес­но­ков, Д. С. Борт­нян­ский, А. А. Ар­хан­гель­ский, А. Т. Гре­ча­ни­нов.

Лит.: Conomos D. E. Byzantine Trisagia and Cheroubika of the XIVth and XVth centuries: A study of late Byzantine liturgical chant. Thessaloniki, 1974; Taft R. F. The Great Entrance. 2nd ed. Roma, 1978; Свод со­чи­не­ний и на­пе­вов Пра­во­слав­ной Церк­ви / Сост. И. А. Жу­рав­лен­ко. М., 2002; Καραγϰούνης  Κ . ‘Η παράδοση ϰαὶ ἐξήγηση το͡υ μέλος τ͡ων χερουβιϰ͡ων τ͡ης βυζαντιν͡ης ϰαὶ μεταβυζαντιν͡ης μελοποιΐας. ’Αθ͡ηναι, 2003.

Вернуться к началу