Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕМА́Н ОЛИВЬЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 256

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Священник Н. Лосский

КЛЕМА́Н (Clément) Оли­вье (17.11.1921, дер. Ань­ян, деп-т Эро – 15.1.2009, Па­риж), франц. пра­во­слав­ный бо­го­слов, фи­ло­соф, один из пред­ста­ви­те­лей т. н. Па­риж­ской бо­го­слов­ской шко­лы.

Из се­мьи учи­те­лей; се­мья бы­ла не­ве­рую­щей. В 1943 окон­чил ис­то­рич. фа­куль­тет ун-та в г. Мон­пе­лье, где его учи­те­ля­ми бы­ли М. Блок, А. И. Ма­ру (1904–77), А. Дю­прон (1905–90). В 1943 с Дю­про­ном всту­пил в Дви­же­ние Со­про­тив­ле­ния. По­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны К. пре­по­да­вал ис­то­рию в па­риж­ском Ли­цее Лю­до­ви­ка Ве­ли­ко­го (Lycée Louis-le-Grand). Пы­та­ясь най­ти от­ве­ты на ми­ро­воз­зрен­че­ские во­про­сы, в те­че­ние мн. лет ин­те­ре­со­вал­ся вост. ре­лиг. уче­ния­ми, осо­бен­но ин­ду­из­мом, су­физ­мом, евр. мис­ти­кой, эзо­те­риз­мом. К хри­сти­ан­ст­ву при­шёл че­рез чте­ние Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, Н. А. Бер­дяе­ва и В. Н. Лос­ско­го. В 1952 при­нял кре­ще­ние в пра­во­слав­ной церк­ви. Боль­шое влия­ние на К. ока­за­ло об­ще­ние с Лос­ским и П. Н. Ев­до­ки­мо­вым, де­лом жиз­ни ко­то­рых бы­ло сви­де­тель­ст­во о пра­во­сла­вии зап. ми­ру, что от­ра­же­но в кни­ге К. «Вос­ток – За­пад: два про­вод­ни­ка, Вла­ди­мир Лос­ский и Па­вел Ев­до­ки­мов» (1985). С 1953 пре­по­да­вал в Пра­во­слав­ном Свя­то-Сер­ги­ев­ском бо­го­слов­ском ин­сти­ту­те в Па­ри­же.

В сво­ём твор­че­ст­ве К. су­мел со­че­тать бо­го­сло­вие от­цов Церк­ви, рус. ре­лиг. фи­ло­со­фию и глу­бо­кое по­ни­ма­ние про­блем совр. ми­ра. Он по­ка­зал ак­ту­аль­ность свя­то­оте­че­ско­го бо­го­сло­вия для совр. че­ло­ве­ка как сви­де­тель­ст­ва о пол­но­те Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния и об апо­столь­ской ве­ре. Это­му по­свя­ще­ны его кни­ги «Ис­то­ки» (1982, рус. пер. 1994) и «Во­про­сы о че­ло­ве­ке» (2-е изд., 1986), на­хо­дя­щие ши­ро­кий от­клик, в т. ч. в мо­ло­дёж­ной сре­де. Кн. «Песнь слёз; вве­де­ние в по­кая­ние» (1982), пред­став­ляю­щая со­бой раз­мыш­ле­ния над Ве­ли­ким по­ка­ян­ным ка­но­ном свт. Ан­д­рея Крит­ско­го с пе­ре­во­дом его на франц. яз. и при­ме­ча­ния­ми, яв­ля­ет­ся опы­том ду­хов­но­го пу­ти са­мо­го Кле­ма­на.

Соч.: Byzance et le сhristianisme. P., 1964; Lʼesprit de Soljénitsyne. P., 1974; Dialogues avec le Patriarche Athénagoras. 2 éd. P., 1976; Les vi­sionnaires: essai sur le dépassement du nihi­lisme. P., 1986; Un respect têtu: islǎm et chris­tia­nisme. P., 1989 (avec M. Talbi); Ber­diaev, un phi­loso­phe russe en France. P., 1991; Диа­ло­ги с Пат­ри­ар­хом Афи­на­го­ром. Брюс­сель, 1993; La véri­té qui vous rendra libre: entre­tiens avec le pat­riar­che œcuménique Bar­tholomée I. P., 1996; Rome autrement: une réflexion or­tho­doxe sur la papauté. P., 1997; LʼEglise or­tho­doxe. 7  ́ed. P., 2002; Рим. Взгляд со сто­ро­ны. М., 2006.

Вернуться к началу