БЛОК МАРК
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЛОК (Bloch) Марк (6.7.1886, Лион – 16.6.1944, близ Лиона), франц. историк. После окончания Высшей нормальной школы (Париж) дополнил образование в Лейпцигском и Берлинском ун-тах, а затем преподавал в лицеях. Во время 1-й мировой войны в действующей армии. С 1919 профессор Страсбурского ун-та. В 1929 совм. с Л. Февром основал ж. «Анналы» (см. «Анналов» школа). С 1936 профессор экономич. истории в Сорбонне. С нач. 2-й мировой войны капитан франц. армии (1939–40). Б. отклонил предложение переехать из оккупированной Франции в США и принял активное участие в Движении Сопротивления. В 1944 расстрелян гестапо.
В центре исследовательских интересов Б. находилась социальная история, охватывающая не только материальные отношения, но также мировосприятие и поведение людей. В кн. «Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространённых преимущественно во Франции и в Англии» (1924) изучены нар. верования и ритуалы, связанные с представлениями о монархе, который выступает в качестве силы, объединяющей власть и магию. В ней Б. заложены основы изучения истории ментальности. Кн. «Характерные черты франц. аграрной истории» (1931) внесла важный вклад в исследование поземельных отношений.
В гл. труде Б. «Феодальное общество» (1939–40) анализ юридич. и политич. институтов дополняется изучением восприятия времени, истории, легенд и эпоса в средние века; ментальные феномены выступают неотъемлемой стороной социальных процессов, а феод. отношения истолковываются как система межличностных связей.
Особое методологич. значение Б. придавал компаративистике. По Б., сравнит.-историч. исследование не исчерпывается установлением черт сходства сопоставляемых явлений, но в первую очередь служит средством раскрытия их неповторимого своеобразия.
Своего рода науч. завещанием явилась написанная в годы оккупации Франции и опубликованная посмертно (1949) незавершённая кн. «Апология истории, или Ремесло историка». В ней Б. провозглашает принципы историко-антропологич. метода. Позитивистской историографии, в осн. довольствовавшейся описанием фактов, Б. противопоставляет «историю-проблему», делая особый упор на активности людей – участников историч. процесса, в т. ч. на их психике, включая коллективное бессознательное. Б., среди прочего, подчёркивает важность изучения истории для формирования гражд. позиции. В написанной вслед за разгромом Франции в 1940 кн. «Странное поражение» (опубл. в 1946) Б. подверг резкой критике позицию франц. правящей элиты накануне 2-й мировой войны.