«АННА́ЛОВ» ШКО́ЛА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«АННА́ЛОВ» ШКО́ЛА («новая историческая наука»), научно-историч. направление. Возникла во Франции; связана с основанным М. Блоком и Л. Февром ж. «Анналы» («Annales») (1929–39) (в 1939–41 – «Анналы социальной и экономической истории», в 1941–45 – «Анналы социальной истории», в 1945–94 – «Анналы. Экономики. Общества. Цивилизации», с 1994 – «Анналы. История, социальные науки»).
Сторонники «А.» ш. предприняли попытку заменить классич. «историю-повествование» «историей-проблемой», создать «тотальную» историю, описывающую все существующие в обществе связи. Разрывая с традиционной, позитивистски ориентированной историч. наукой, «А.» ш. ставит в центр изучения не деятельность «великих» людей, не описание событий, а исследование общества в его целостности, вскрытие глубинных структур, существовавших в течение больших временны́х отрезков. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук и смены взглядов на историч. источники, которые используются «А.» ш. для комплексного, синтезирующего описания. Не довольствуясь традиц. критич. исследованием источника, «А.» ш. выработала новый подход: чтобы извлечь из источника сведения, надо предварительно сформулировать вопросы, которые следует ему задать. Напр., заведомо фальсифицированный документ может оказаться весьма ценным, если задаваться вопросом: «Почему он был создан?», и выявить через этот источник существенные черты сознания эпохи. Т. о., историч. наука до некоторой степени сама конструирует свой объект, превращает исследование из однозначного поиска фактов в «диалог» с прошлым. «А.» ш. выдвинула на первый план проблему массовых представлений, ментальности, историчности сознания, смены установок, систем ценностей на протяжении веков.
В «А.» ш. с момента возникновения взаимодействуют два направления: «линия Блока», более направленная на изучение социальной истории, и «линия Февра», связанная с исследованием цивилизаций. 1-й этап развития «А.» ш. – от возникновения журнала до смерти Февра в 1956 – характеризуется повышенным интересом к истории ментальности, к «человеческому фактору» в истории. 2-й этап, связанный с именем Ф. Броделя, продолжался до его ухода с поста председателя редакц. комитета (1970). Он отмечен интересом к структурам (экономич., географич. и др.) и «медленным» переменам в истории, увлечением количественными методами, вниманием к структурализму. 3-й этап воспринимался как возвращение к «ранним» «Анналам», к изучению человека как субъекта в его социокультурной обусловленности. Он выдвинул такие имена, как Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби (формально не входивший в редколлегию), Э. Ле Руа Ладюри и др. С кон. 1980-х гг., по широко распространённому мнению, начинается т. н. кризис школы: внимание концентрируется на глубинных, малоподвижных структурах, в стороне остаётся исследование событий. Т. о., из поля внимания выпадает собственно история, интерес к массовым процессам вытесняет из исследований отд. личность, идея «конструирования» объекта грозит обернуться исследовательским произволом. В стремлении выйти из этого состояния «А.» ш. взяла курс на сближение истории с историч. антропологией и социальными науками (социологией, политологией, экономикой).