БРОДЕ́ЛЬ ФЕРНАН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРОДЕ́ЛЬ (Braudel) Фернан (24.8.1902, Люмевиль – 27.11.1985, Сен-Жерве-ле-Бен), франц. историк. Чл. Франц. академии (1984). В 1922 окончил Парижский университет. С нач. 1920-х до нач. 1930-х гг. преподавал в лицеях в Алжире, с 1937 – в Практич. школе высших исследований в Париже. С нач. 2-й мировой войны в действующей армии, в 1940–45 в нем. плену. В лагере для военнопленных написал кн. «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» (в 1947 защищена в качестве дис., в 1949 вышла в свет). С 1949 проф. и зав. кафедрой совр. цивилизации в Коллеж де Франс, в 1956–68 гл. редактор ж. «Анналы», в 1956–72 президент VI секции (социальные и экономич. науки) Практич. школы высших исследований. В 1962 Б. основал Дом наук о человеке. В 1958 вышла его основополагающая методологич. ст. «История и социальные науки: время большой длительности». В 1979 Б. опубликовал капитальный 3-томный труд «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв.» (первый вариант 1-го тома вышел в 1967). В конце жизни Б. работал над многотомным исследованием «Что такое Франция» (не завершено; первые два тома вышли посм. в 1986).
Б. являлся приверженцем «глобальной истории». «Глобальное общество» он делил на системы – экономич., социальную, политич., культурную, каждую из которых, в свою очередь, подразделял на множество подсистем. При полном описании «глобального общества» Б. учитывал разные темпы изменений в разных системах. Вслед за французским социологом Г. Д. Гурвичем Б. предлагал выделить три временны́х ритма: время большой длительности (longue durée) – время географических, материальных и ментальных структур, «квазинеподвижное», в котором перемены не ощущаются; время средней длительности – время конъюнктур, циклов, исчисляемых десятилетиями; краткое время – время событий.
Признавая, что «тотальное» описание возможно лишь при учёте всех систем «глобального общества» и всех временных циклов, Б. сосредоточивал своё внимание на экономич. и материальной жизни, и отсюда – на времени большой длительности. Именно там, считал Б., лежат осн. причины историч. перемен; они совершаются медленно, незаметно для людей и помимо их воли.
Труды Б. стимулировали интерес к истории повседневности, к изучению роли географич. среды в историч. процессе, способствовали развитию экологич. взгляда на мир. В то же время Б. не раз упрекали в том, что он не проявляет внимания к культуре, историч. событиям, отрицает человеческую активность, игнорирует роль сознания индивидов и групп в истории.