СТА́РЧЕСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТА́РЧЕСТВО, аскетическая практика, основанная на духовном руководстве более опытного христианина (старца) духовной жизнью менее опытного (послушника или мирянина). Восходит к наставлениям из бесед Иисуса Христа с учениками и посланий апостолов (напр., посланий ап. Павла Тимофею). Практика С. зафиксирована в житиях егип. монахов-анахоретов 4 в. (напр., Антония Великого и Макария Великого), вокруг которых селились желающие научиться у них духовному деланию. Частое откровение помыслов (впоследствии из регулярной исповеди появилось близкое к С. служение духовника), абсолютное послушание и выполнение поручений (даже противоречащих логике) аввы (отца) помогали ученикам отсечь мирские страсти, научиться терпению, смирению, духовному трезвению и постоянной молитве. Совместное проживание помогало перенимать опыт не только из слов, но и всей жизни духовного руководителя. Многие наставники не имели священного сана: главным для них качеством было наличие глубокого духовного опыта. Часто звание старца преемственно передавалось от наставника к ученику. Впоследствии С. распространилось в монашеских общинах на Синае и в Палестине (лавра Мар-Саба), в Византии (прежде всего у сторонников исихазма) и особенно на Афоне, где стало осн. формой наставничества новоначальных монахов.
Появление С. на Руси относят к кон. 11 в., связывая его с преподобными Антонием Печерским и Феодосием Печерским. О существовании этой практики на Руси в 14 в. свидетельствует житие прп. Сергия Радонежского. Традиции С. в 15–16 вв. поддерживали преподобные Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столобенский. Новое развитие эта практика получила в 18 в. благодаря прп. Паисию Величковскому. Тогда же С. ввели во многих монастырях (Саровская Успенская пустынь, Зосимова пустынь, Глинская пустынь и др.). Одним из самых почитаемых старцев 18–19 вв. был прп. Серафим Саровский.
Важное значение для рус. С. имела Оптина пустынь, где в 19 – нач. 20 вв. сложилась преемственность служения старцев (иеросхимонах Амвросий Оптинский и др.). К духовному опыту оптинских старцев обращалось большое число мирян. В этот период меняется характер рус. С.: из преимущественно внутримонашеского института оно превратилось в практику духовного руководства старца широким кругом людей, прежде всего мирян, посредством бесед и переписки.
С 19 в. понятие «старец» расширяет свои рамки: в женских монастырях появляются старицы, старцами начинают называть и авторитетных немонашествующих священнослужителей [напр., Иоанн Кронштадтский, праведный Алексий Мечёв (1859–1923)] и даже мирян. После революции 1917 традиции С. продолжали поддерживаться некоторыми монахами, проживавшими в миру [напр., прп. Серафим Вырицкий (1866–1949)] и в немногочисл. действовавших монастырях [архим. Иоанн (Крестьянкин, 1910–2006) в Псково-Печерском мон.], а также немонашествующими священнослужителями [протоиереи сщмч. Сергий Мечёв (1892–1942), Николай Гурьянов (1909–2002)].
Во 2-й пол. 20 в. расцвет С. наблюдался в Греции – св. Порфирий Кавсокаливит (1906–91), схимонах Паисий Святогорец (1924–94), в Сербии – прп. Иустин (Попович, 1894–1979), в Румынии и Болгарии.
С 20 в. обсуждается проблема лжестарчества (младостарчества), когда авторитет старцев присваивается людьми, не обладающими необходимыми духовными дарами (широкую дискуссию по этому вопросу вызывает фигура Г. Е. Распутина).