Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САРО́ВСКАЯ УСПЕ́НСКАЯ ПУ́СТЫНЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 443-444

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. С. Павлинов
Вид Саровской пустыни. Литография мастерской Ж. Лемерсье. 1860-е гг.

САРО́ВСКАЯ УСПЕ́НСКАЯ ПУ́СТЫНЬ (Свя­то-Ус­пен­ский муж­ской мо­на­стырь «Са­ров­ская пус­тынь»), мо­на­стырь в г. Са­ров. Рас­по­ло­жен на хол­ме близ слия­ния рек Са­тис и Са­ров­ка. Пер­вые мо­на­хи ста­ли се­лить­ся на мес­те Са­ров­ско­го го­ро­ди­ща 12–13 вв. с 1660-х гг. В 1692 по­се­лил­ся ие­ро­мо­нах Вве­ден­ско­го мон. в Ар­за­ма­се Исаа­кий. В 1706 по­лу­че­на от­каз­ная гра­мо­та на зем­лю кн. Д. И. Ку­гу­ше­ва и по­строе­на де­рев. ц. в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник» (не сохр.). В 1709 Исаа­кий ут­вер­ждён на­стоя­те­лем мо­на­сты­ря (под назв. Са­ти­со-Гра­до-Са­ров­ская пус­тынь). В 1730–44 по­стро­ен пер­вый ка­мен­ный Ус­пен­ский храм. Зна­чит. часть мо­на­сты­ря от­строе­на при игу­ме­нах Еф­ре­ме, Па­хо­мии и Исайе в 1770–1810-е гг.; воз­ве­дён Ус­пен­ский со­бор (1770–74, арх. Иван Фё­до­ров). Имел под­во­рья в Ар­за­ма­се, Тем­ни­ко­ве, Мо­ск­ве. Св. 40 мо­на­хов ста­ли на­стоя­те­ля­ми др. мо­на­сты­рей, в ко­то­рых из­ме­ни­ли ус­тав по при­ме­ру ус­та­ва С. У. п. (в Ва­ла­ам­ском мо­на­сты­ре, Фло­ри­ще­вой пус­ты­ни и др.). В 18–19 вв. зна­чит. центр мис­сио­нер­ст­ва, мол­чаль­ни­че­ст­ва, пус­тын­но­жи­тель­ст­ва (до 1840) и стар­че­ст­ва: здесь под­ви­зал­ся св. Се­ра­фим Са­ров­ский, за со­ве­том к ко­то­ро­му при­хо­ди­ли (осо­бен­но в 1825–1833) ты­ся­чи мо­на­хов и ми­рян (в т. ч. имп. Алек­сандр I). 17–20.7.1903 на тор­же­ст­ва про­слав­ле­ния св. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го со­бра­лось бо­лее 100 тыс. чел. во гла­ве с цар­ской семь­ёй. Мо­на­стырь об­ла­дал боль­шой б-кой (св. 700 ру­ко­пи­сей, в т. ч. до­пол­нен­ный спи­сок «Пу­те­ше­ст­вия из Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву» А. Н. Ра­ди­ще­ва, ок. 1800). За­крыт в 1927. В 1931–1938 в ком­плек­се мо­на­сты­ря рас­по­ла­га­лась тюрь­ма ОГПУ – НКВД. Род­ник за­сы­пан, вход в пе­ще­ры за­му­ро­ван, взо­рваны Ус­пен­ский со­бор (1951) и со­бор Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник» (1953), че­рез мо­на­стырь про­ло­же­на центр. ули­ца го­ро­да (ны­не просп. Ми­ра). С 1992 зда­ния мо­на­сты­ря по­сте­пен­но пе­ре­да­ют­ся РПЦ. Мо­на­ше­ская жизнь во­зоб­нов­ле­на в 2006.

Центр. часть ан­самб­ля пред­став­ля­ла в пла­не не­пра­виль­ный 4-уголь­ник с уг­ло­вы­ми баш­ня­ми (со­хра­ни­лось 3; в т. ч. юго-за­пад­ная – 1753–56, верх – ок. 1790) и замк­ну­тым уд­ли­нён­ным дво­ром, в цен­тре ко­то­ро­го рас­по­ла­гал­ся 5-гла­вый Ус­пен­ский со­бор. Над зап. Свя­ты­ми вра­та­ми воз­вы­ша­ет­ся 4-ярус­ная ко­ло­коль­ня (1789–99, арх. К. И. Бланк; ча­сы – 1965) с при­мы­каю­щи­ми гу­бер­на­тор­ским и пев­че­ским (с 1891 боль­нич­ным) кор­пу­са­ми (оба 1789 – нач. 1790-х гг.). Сев. ли­ния ан­самб­ля со­сто­ит из бо­га­дель­ни (1784, ие­ро­мо­нах Во­ни­фа­тий; верх – 1802), ста­ро­боль­нич­ной ц. Свя­тых Зо­си­мы и Сав­ва­тия Со­ло­вец­ких (1784–1785, сне­се­на в 1940-е гг., вос­соз­да­на в 2010–11), ке­лей­ных кор­пу­сов и Цар­ско­го двор­ца (1807–14; вто­рой этаж – 1890-е гг.); юж­ная – из тра­пез­ной (1828) с ке­лар­ским кор­пу­сом (1764–76), лед­ни­ка­ми и ква­со­вар­ней (1780), ар­хие­рей­ско­го кор­пу­са (1783), ц. Св. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го в рус­ском сти­ле (1897–1903, арх. А. С. Ка­мен­ский; в 1949–2002 дра­ма­тич. те­атр; в 2003 вос­ста­нов­ле­на ке­лья св. Се­ра­фи­ма).

К за­па­ду от центр. час­ти ан­самб­ля со­хра­ни­лись: ц. Всех Свя­тых (1832–33, рос­пи­си 19 в.) и гос­ти­ни­цы (Дво­рян­ская, 1818–22; Чёр­ные, 19 в.; Но­вые, 1911–1914). К вос­то­ку – ам­пир­ная над­кла­дез­ная ц. Усек­но­ве­ния гла­вы св. Ио­ан­на Пред­те­чи (1821–26, верх вос­ста­нов­лен в 2005), ря­дом с ко­то­рой рас­по­ло­жен вход в пе­ще­ры (ис­ко­па­ны в 1692–1711; ок. 300 м) с под­зем­ной ц. Свя­тых Ан­то­ния и Фео­до­сия Пе­черских (1709, 1778–1780); хо­зяйств. по­строй­ки, в т. ч. юж. часть кон­но­го дво­ра (1823–26), но­вая жит­ни­ца (1906); ба­ня, хлеб­ный и эки­паж­ный скла­ды (все 1906–07, арх. Мо­ча­лов), лес­ная кон­то­ра (1908–10). На пра­вом бе­ре­гу Са­ров­ки – места, свя­зан­ные со св. Се­ра­фи­мом: Даль­няя (па­мят­ник свя­то­му – 1991, скульп­тор В. М. Клы­ков; ке­лья – 2005) и Ближ­няя (де­рев. ц. Св. Ду­ха, 2006) пус­тынь­ки, ка­мень, на ко­тором он мо­лил­ся (но­вый ус­та­нов­лен в 1991). Оп­ре­де­лён­ные час­ти ле­са на­зва­ны свя­тым в честь мест, свя­зан­ных с жиз­нью Ии­су­са Хри­ста (Ви­фа­ния, Фа­вор, Еле­он и др.).

Лит.: Авель (Ва­ню­ков), ие­ро­мо­нах. Об­ще­жи­тель­ная Са­ров­ская пус­тынь и дос­то­па­мят­ные ино­ки, в ней под­ви­зав­шие­ся. 3-е изд. М., 1865; Са­ров­ская об­ще­жи­тель­ная пус­тынь: Под­роб­ное опи­са­ние. М., 1908; Ага­пов А., Ко­жев­ни­ков В., По­ду­рец А. На­стоя­те­ли Са­ров­ско­го мо­на­сты­ря. Ар­за­мас, 1991; Ря­бов А. Н. Свя­тая Са­ров­ская пус­тынь: К 300-ле­тию ос­но­ва­ния. Н. Нов­го­род; Са­ранск, 2006; По­ду­рец А. М. Са­ров: Па­мят­ник ис­то­рии, куль­ту­ры, пра­во­сла­вия. 5-е изд. Са­ров, 2015.

Вернуться к началу