Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУХОВНИ́К

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 438

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Ткаченко

ДУХОВНИ́К (греч. πνευματιϰός), в пра­во­слав­ной церк­ви – свя­щен­ник или ста­рец-мо­нах (в древ­но­сти он мог не иметь хи­ро­то­нии, но об­ла­дал вы­со­ким ду­хов­ным ав­то­ри­те­том), ре­гу­ляр­но при­ни­маю­щий тай­ную ис­по­ведь, по­мо­гаю­щий ду­хов­но­му ча­ду и ук­ре­п­ляю­щий его на пу­ти ко спа­се­нию мо­лит­вой и со­ве­та­ми. Д. по­яв­ля­ют­ся ок. 4 в.; осо­бый сти­мул раз­ви­тию ду­хов­ни­че­ст­ва да­ла мо­на­ше­ская прак­ти­ка от­кро­ве­ния по­мы­слов. По­сте­пен­но к Д. в мо­на­сты­рях на­чи­на­ют об­ра­щать­ся за на­став­ле­ни­ем ми­ря­не. Уси­ле­ние ро­ли мо­на­ше­ст­ва в вост. Церк­ви в ико­но­бор­че­скую и по­слеи­ко­но­бор­че­скую эпо­ху (см. Ико­но­бор­че­ст­во) и окон­ча­тель­ное ис­чез­но­ве­ние пуб­лич­ной по­ка­ян­ной дис­ци­п­ли­ны при­ве­ли к то­му, что прак­ти­ка ду­хов­ни­че­ст­ва по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние. В Рус. пра­во­слав­ной церк­ви функ­ции Д. мо­жет вы­пол­нять лю­бой при­ход­ский свя­щен­ник; в греч. церк­вах Д. – толь­ко свя­щен­ник, имею­щий осо­бую хи­ро­те­сию (см. Ру­ко­по­ло­же­ние) от епи­ско­па. При не­об­хо­ди­мо­сти Д. мо­жет на­ла­гать ту или иную епи­ти­мию на ду­хов­ных чад; за­ло­гом её ис­пол­не­ния слу­жит сво­бод­ный вы­бор, ко­то­рый при­вёл их к Д. При­ня­то ис­пра­ши­вать бла­го­сло­ве­ния Д. на осо­бо важ­ные де­ла. В мо­на­сты­рях связь ме­ж­ду Д. и мо­на­ше­ст­вую­щи­ми бо­лее тес­ная и вы­ра­жа­ет­ся в раз­но­го ро­да ас­ке­тич. прак­ти­ках (от­се­че­нии сво­ей во­ли и т. п.).

Лит.: Смир­нов С. И. Ду­хов­ный отец в древ­ней вос­точ­ной церк­ви. (Ис­то­рия ду­хов­ни­че­ст­ва на Вос­то­ке). Сер­ги­ев По­сад, 1906. Ч. 1: Пе­ри­од все­лен­ских со­бо­ров; он же. Древ­не­рус­ский ду­хов­ник. М., 1913; Су­во­ров Н. С. К во­про­су о тай­ной ис­по­ве­ди и о ду­хов­ни­ках в вос­точ­ной Церк­ви. 2-е изд. М., 1906.

Вернуться к началу