МАРК ПОДВИ́ЖНИК
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРК ПОДВИ́ЖНИК, Марк Пустынник, Марк Отшельник (греч. Μᾶρϰος ’Ερημίτης ) (? – после 430), христианский монах, автор аскетич. сочинений, святой.
Сведения о нём очень скудны. Георгий Амартол (9 в.) в соч. «Хронография» сообщает, что М. П. был учеником свт. Иоанна Златоуста. В некоторых рукописях сочинения М. П. предваряются кратким житием, в котором их автор отождествляется с егип. аскетом Марком из Келлий, упоминаемым в «Лавсаике» Палладия (нач. 5 в.) и в «Истории» Созомена (сер. 5 в.) и общавшимся с прп. Макарием Александрийским. В пользу егип. происхождения М. П. выступает свидетельство древнейшей сир. рукописи (534) с сочинениями М. П., где он именуется «египетским». Выдвигалось неск. гипотез, отождествлявших М. П. с сир. монахом Марком или с Марком – тарсийским пресвитером.
Сохранилось 10 сочинений – Слов, подписанных именем М. П. [патриарх Константинопольский свт. Фотий (9 в.) упоминал о 9 сочинениях М. П., церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул (14 в.) – о 40]: «О духовном законе»; «К думающим оправдаться делами»; «О покаянии»; «О крещении»; «Послание к иноку Николаю»; «Опровержение схоластику»; «Советы ума своей душе»; «О посте» (согласно совр. исследованиям, это Слово не принадлежит М. П.); «Против мельхиседекитов»; «Против несториан». Сочинения М. П. объединены учением о благодати Божией, которую христианин получает в крещении; благодать действует при условии соблюдения «духовного закона» (Рим. 7:14), т. е. христианских заповедей (среди которых М. П. упоминал непрестанную молитву). Затрагивая вопрос о грехе первородном и воздействии его на христианина, М. П. указывал, что признаком всеобщности первородного греха является смерть; после крещения продолжает действовать сила греха, которую верующий может ослаблять покаянием. М. П. полемизировал: с еретиками-мессалианами, упрекая их в тщетности мистич. исканий будущего Небесного Иерусалима, который как Церковь уже дан каждому в крещении; с мельхиседекитами, приверженцами полугностической ереси, которые видели в ветхозаветной фигуре Мелхиседека одно из воплощений Слова Божия и умаляли т. о. значение Христа; с несторианами (см. Несторианство), которые вводили ипостасное разделение во Христе, что, по мнению М. П., ставило под сомнение действенность искупления; возможно, также с оригенистами.
Сочинения М. П., имевшие большой авторитет среди христианских подвижников, ещё в древности были переведены на сир., груз. и араб. языки. М. П. оказал влияние на позднейших аскетич. писателей: прп. Исаака Сирина, Исихия Синаита, прп. Дорофея Газского, прп. Анастасия Синаита, несторианского автора Бабая Великого, составившего комментарий на сочинения М. П., прп. Иоанна Дамаскина, прп. Феодора Студита. Мысли из сочинений М. П. вошли в различные флорилегии (сб-ки цитат). Слова 1, 2 и 5 вошли в состав «Добротолюбия».
Память М. П. по календарю Рус. православной церкви – 5(18) марта.