ДОРОФЕ́Й ГА́ЗСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОРОФЕ́Й ГА́ЗСКИЙ (греч. Δωρόθεος Γάζης ) [? – после 560, Газа (Палестина)], духовный писатель, аскет, наставник монашествующих, христианский святой, представитель т. н. синайского исихазма.
По некоторым сведениям, уроженец Антиохии; происходил из зажиточной семьи; юношей поступил в монастырь аввы Серида близ Газы и стал духовным сыном великих подвижников – Варсануфия и Иоанна Газских. В богословских и аскетич. воззрениях испытал влияние Василия Великого и Евагрия Понтийского. После смерти духовных наставников Д. Г. покинул (ок. 540) Серидский мон. и основал в нескольких километрах к югу новую обитель, став её настоятелем.
Из трудов Д. Г. известны: 23 «Наставления» ученикам, 10 «Слов» о подвижничестве, записанные наставления отцов Зосимы, Варсануфия, Иоанна, из эпистолярного наследия – переписка со святыми Варсануфием и Иоанном. Труды Д. Г., дошедшие до нас благодаря тому, что после его смерти их собрал некий оставшийся неизвестным монах, посвящены темам монашеской жизни: отвержение мира, смирение, страх Божий. Духовность Д. Г. носит киновитский (общежительный) характер, община составляет истинное тело Церкви, в котором каждый член занимает своё особое место и исполняет особую функцию. Д. Г. делает акцент на «соблюдении заповедей», которое одно только способно донести крещальную благодать до корня зла, и на «открытости сердца» перед духовным отцом.
«Наставления» Д. Г. оказали значит. влияние на синайскую, студитскую, афонскую, а также зап. монашескую традиции; с 11 в. существуют лат., араб., груз. переводы, с 17 в. – франц. и испанские. Первое издание церковнославянского текста «Наставлений» относится к 1628 (выполнено в Киево-Печерской лавре).
День памяти Д. Г. в Рус. православной церкви – 5 (18) июня.