ИСКУПЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСКУПЛЕ́НИЕ (греч. λύτρωσις или ἀπολύτρωσις, лат. redemptio), в ветхозаветной и христианской религиях – особый способ, посредством которого Бог спасает людей. Он спасает людей по Своей любви к ним. Бог предведал о падении человека, и поэтому само И. было предуготовано Им. «И.» и «спасение» – термины, нередко употребляющиеся как синонимы.
Тема спасения как И. доминирует в Библии. В Ветхом Завете И. имеет прежде всего практич. смысл: И. как освобождение, как «выкуп» [ср.: «За ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены (λυτρωθήσεσθε )» – Ис. 52:3] израильского народа из егип. плена (Исх. 6:6–7; 12:27) и в то же время «приобретение» Богом Своего народа. Искупленный народ становится народом святым (Ис. 62:12; ср.: 43:14; 48:17). Здесь уже проявляется высшее И., духовное, – искупление грехов народа, за которые он был предан в руки врагов. Искупитель – одно из наименований Бога (Ис. 43:14 и др.). Избавители народа Божия от притеснения соседних народов также именуются искупителями (λυτρωτής от глагола λυτρόω) (Моисей – Деян. 7:35; Соломон – Пс. 71:14 и др.), их победы над врагами служили прообразами будущего мессианского И. Прообразами ветхозаветное сознание было подготовлено к приходу Искупителя: приношение в жертву Исаака; обрядовый закон с его жертвоприношениями, очищениями, окроплениями [напр., вхождение первосвященника в Святое Святых раз в год является прообразом единой очистительной жертвы за грехи мира, которую должен был принести Мессия; «козёл отпущения» (см. в ст. Азазель), которого в праздник, в День очищения, отпускали в пустыню, исповедовав над ним грехи всего народа, чтобы он унёс их за пределы стана (Лев. 16:15–22), принесение в жертву за грех народа др. козла в тот же праздник и окропление его кровью святилища].
В христианской догматике И. – понятие, выражающее сущность учения, поэтому христианство иногда называют религией искупления. Иисус Христос «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12). В стремлении к абсолютной свободе отступив от Бога, человек стал рабом греха (Ин. 8:34; Рим. 6:16; 7:14), дьявола (2 Тим. 2:26; ср.: Кол. 1:13), смерти (Рим. 5:12). Только Безгрешный мог взять на Себя грехи людей, Он отдал душу Свою на смерть «для искупления многих» (Мф. 20:28; Мк. 10:45). «…Мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов…» (Кол. 1:14; Еф. 1:7). Поэтому ап. Павел в Послании к Коринфянам пишет: «...вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20; 7:23). Искупитель прошёл через величайшее страдание, достигающее апогея на кресте, – тогда и «совершилось» (Ин. 19:30) И. Во Христе осуществилось единение Бога с человеком. И. открыло для человека возможность достижения цели его существования – приобщение к Богу, соединение с Богом, обожение – через участие в благодатной жизни Церкви.
В христианстве доныне существуют разл. толкования И. Католическая и протестантские церкви придерживаются теории (подчёркивается её юридич. характер) удовлетворения (satisfactio), или заместительного искупления (satisfactio vicaria), или примирения (reconciliatio). Суть теории: своим непослушанием человек оскорбил Бога; жертва Христа есть жертва в удовлетворение Богу, приносимая Им вместо человека и примиряющая человека с Богом. По католич. учению для усвоения плодов И. от человека требуются добрые дела, заслуги (Катехизис Католической Церкви. М., 2002. 2008–11), по протестантскому – только вера (Формула согласия. Детальное изложение. III, 13).