Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСКУПЛЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 728

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИСКУПЛЕ́НИЕ (греч. λύτρωσις или ἀπολύτρωσις, лат. redemptio), в вет­хо­за­вет­ной и хри­сти­ан­ской ре­ли­ги­ях – осо­бый спо­соб, по­сред­ст­вом ко­то­ро­го Бог спа­са­ет лю­дей. Он спа­са­ет лю­дей по Сво­ей люб­ви к ним. Бог пред­ве­дал о па­де­нии че­ло­ве­ка, и по­это­му са­мо И. бы­ло пред­у­го­то­ва­но Им. «И.» и «спа­се­ние» – тер­ми­ны, не­ред­ко упот­реб­ляю­щие­ся как си­но­ни­мы.

Те­ма спа­се­ния как И. до­ми­ни­ру­ет в Биб­лии. В Вет­хом За­ве­те И. име­ет пре­ж­де все­го прак­тич. смысл: И. как ос­во­бо­ж­де­ние, как «вы­куп» [ср.: «За ни­что бы­ли вы про­да­ны, и без се­реб­ра бу­де­те вы­ку­п­ле­ны (λυτρωθήσεσθε )» – Ис. 52:3] из­ра­иль­ско­го на­ро­да из егип. пле­на (Исх. 6:6–7; 12:27) и в то же вре­мя «при­об­ре­те­ние» Бо­гом Сво­его на­ро­да. Ис­ку­п­лен­ный на­род ста­но­вит­ся на­ро­дом свя­тым (Ис. 62:12; ср.: 43:14; 48:17). Здесь уже про­яв­ля­ет­ся выс­шее И., ду­хов­ное, – ис­ку­п­ле­ние гре­хов на­ро­да, за ко­то­рые он был пре­дан в ру­ки вра­гов. Ис­ку­пи­тель – од­но из на­име­но­ва­ний Бо­га (Ис. 43:14 и др.). Из­ба­ви­те­ли на­ро­да Бо­жия от при­тес­не­ния со­сед­них на­ро­дов так­же име­ну­ют­ся ис­ку­пи­те­ля­ми (λυτρωτής от гла­го­ла λυτρόω) (Мои­сей – Де­ян. 7:35; Со­ло­мон – Пс. 71:14 и др.), их по­бе­ды над вра­га­ми слу­жи­ли про­об­ра­за­ми бу­ду­ще­го мес­си­ан­ско­го И. Про­об­ра­за­ми вет­хо­за­вет­ное соз­на­ние бы­ло под­го­тов­ле­но к при­хо­ду Ис­ку­пи­те­ля: при­но­ше­ние в жерт­ву Исаа­ка; об­ря­до­вый за­кон с его жерт­во­при­но­ше­ния­ми, очи­ще­ния­ми, ок­ро­п­ле­ния­ми [напр., вхо­ж­де­ние пер­во­свя­щен­ни­ка в Свя­тое Свя­тых раз в год яв­ля­ет­ся про­об­ра­зом еди­ной очи­сти­тель­ной жерт­вы за гре­хи ми­ра, ко­то­рую дол­жен был при­нес­ти Мес­сия; «ко­зёл от­пу­ще­ния» (см. в ст. Аза­зель), ко­то­ро­го в празд­ник, в День очи­ще­ния, от­пус­ка­ли в пус­ты­ню, ис­по­ве­до­вав над ним гре­хи все­го на­ро­да, что­бы он унёс их за пре­де­лы ста­на (Лев. 16:15–22), при­не­се­ние в жерт­ву за грех на­ро­да др. коз­ла в тот же празд­ник и ок­ро­п­ле­ние его кро­вью свя­ти­ли­ща].

В хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ке И. – по­ня­тие, вы­ра­жаю­щее сущ­ность уче­ния, по­это­му хри­сти­ан­ст­во ино­гда на­зы­ва­ют ре­ли­ги­ей ис­ку­п­ле­ния. Ии­сус Хри­стос «не с кро­вью коз­лов и тель­цов, но со Сво­ею Кро­вию, од­на­ж­ды во­шел в свя­ти­ли­ще и при­об­рел веч­ное ис­ку­п­ле­ние» (Евр. 9:12). В стрем­ле­нии к аб­со­лют­ной сво­бо­де от­сту­пив от Бо­га, че­ло­век стал ра­бом гре­ха (Ин. 8:34; Рим. 6:16; 7:14), дья­во­ла (2 Тим. 2:26; ср.: Кол. 1:13), смер­ти (Рим. 5:12). Толь­ко Без­греш­ный мог взять на Се­бя гре­хи лю­дей, Он от­дал ду­шу Свою на смерть «для ис­ку­п­ле­ния мно­гих» (Мф. 20:28; Мк. 10:45). «…Мы име­ем ис­ку­п­ле­ние Кро­вию Его и про­ще­ние гре­хов…» (Кол. 1:14; Еф. 1:7). По­это­му ап. Па­вел в По­сла­нии к Ко­рин­фя­нам пи­шет: «...вы ку­п­ле­ны до­ро­гою це­ною» (1 Кор. 6:20; 7:23). Ис­к­у­пи­тель про­шёл че­рез ве­ли­чай­шее стра­да­ние, дос­ти­гаю­щее апо­гея на кре­сте, – то­гда и «со­вер­ши­лось» (Ин. 19:30) И. Во Хри­сте осу­ще­ст­ви­лось еди­не­ние Бо­га с че­ло­ве­ком. И. от­кры­ло для че­ло­ве­ка воз­мож­ность дос­ти­же­ния це­ли его су­ще­ст­во­ва­ния – при­обще­ние к Бо­гу, со­еди­не­ние с Бо­гом, обо­же­ние – че­рез уча­стие в бла­го­дат­ной жиз­ни Церк­ви.

В хри­сти­ан­ст­ве до­ны­не су­ще­ст­ву­ют разл. тол­ко­ва­ния И. Ка­то­ли­че­ская и про­тес­тант­ские церк­ви при­дер­жи­ва­ют­ся тео­рии (под­чёр­ки­ва­ет­ся её юри­дич. ха­рак­тер) удов­ле­тво­ре­ния (satisfactio), или за­мес­ти­тель­но­го ис­ку­п­ле­ния (satisfactio vicaria), или при­ми­ре­ния (reconci­lia­tio). Суть тео­рии: сво­им не­по­слу­ша­ни­ем че­ло­век ос­кор­бил Бо­га; жерт­ва Хри­ста есть жерт­ва в удов­ле­тво­ре­ние Бо­гу, при­но­си­мая Им вме­сто че­ло­ве­ка и при­ми­ряю­щая че­ло­ве­ка с Бо­гом. По ка­то­лич. уче­нию для ус­вое­ния пло­дов И. от че­ло­ве­ка тре­бу­ют­ся до­б­рые де­ла, за­слу­ги (Ка­те­хи­зис Ка­то­ли­чес­кой Церк­ви. М., 2002. 2008–11), по про­тес­тант­ско­му – толь­ко ве­ра (Фор­му­ла со­гла­сия. Де­таль­ное из­ло­же­ние. III, 13).

Вернуться к началу