АЗАЗЕ́ЛЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЗАЗЕ́ЛЬ (евр. «аз» – сильный, крепкий, «ель» – бог, сила), 1) в иудейской традиции демоническое козлоподобное существо пустыни, имя одного из падших ангелов, для умилостивления которого приносилась жертва («козёл отпущения»). В талмудич. традиции отождествлялся с сатаной или Самаэлем (злым духом, принявшим облик змея и соблазнившим Еву; иногда выступает как ангел смерти), или с именами падших ангелов – Азаеля или Узы. В апокрифич. «Книге Еноха» (2 в. до н. э.) А.– предводитель падших ангелов, пришедших на землю перед Всемирным потопом. А. научил мужчин делать оружие, вести войну, раскрыл им секреты ведовства, женщин научил блудному иск-ву раскрашивания лица и вытравливания плода; так в христианской традиции трактуется библейское место о блуде падших ангелов («сынов божьих») и «дочерей человеческих» (Быт. 6:2,4). Всё это привело людей к развращению, что стало причиной Всемирного потопа. По велению Бога А. был связан архангелом Рафаилом и прикован к скале в пустыне Дудаэль, где и должен находиться во тьме до Судного дня, когда будет брошен в огонь, чтобы исчезнуть навсегда. Переложение этой истории встречается в раввинистич. мидрашах. А. фигурирует в мандейской и араб. мифологиях. Имя А. употребляется в худож. лит-ре (напр., персонаж Азазелло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). 2) Место в пустыне (гора или обрыв), с которого в Йом киппур сбрасывался «козёл отпущения». 3) «Козёл отпущения» (Лев. 16), который раз в год в день очищения грехов изгонялся в пустыню и на голову которого первосвященник через возложение рук перекладывал грехи народа Израилева.
В средние века А. стал восприниматься как персонифицированный образ ритуальной нечистоты и зла.