Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЗАЗЕ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 254

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Бабкина

АЗАЗЕ́ЛЬ (евр. «аз» – силь­ный, креп­кий, «ель» – бог, си­ла), 1) в иу­дей­ской тра­ди­ции де­мо­ни­че­ское коз­ло­по­доб­ное су­ще­ст­во пус­ты­ни, имя од­но­го из пад­ших ан­ге­лов, для уми­ло­стив­ле­ния ко­то­ро­го при­но­си­лась жерт­ва («ко­зёл от­пу­ще­ния»). В тал­му­дич. тра­ди­ции ото­жде­ст­в­лял­ся с са­та­ной или Са­ма­элем (злым ду­хом, при­няв­шим об­лик змея и со­блаз­нив­шим Еву; ино­гда вы­сту­па­ет как ан­гел смер­ти), или с име­на­ми пад­ших ан­ге­лов – Азае­ля или Узы. В апок­ри­фич. «Кни­ге Ено­ха» (2 в. до н. э.) А.– пред­во­ди­тель пад­ших ан­ге­лов, при­шед­ших на зем­лю пе­ред Все­мир­ным по­то­пом. А. нау­чил муж­чин де­лать ору­жие, вес­ти вой­ну, рас­крыл им сек­ре­ты ве­дов­ст­ва, жен­щин нау­чил блуд­но­му иск-ву рас­кра­ши­ва­ния ли­ца и вы­трав­ли­ва­ния пло­да; так в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции трак­ту­ет­ся биб­лей­ское ме­сто о блу­де пад­ших ан­ге­лов («сы­нов божь­их») и «до­че­рей че­ло­ве­че­ских» (Быт. 6:2,4). Всё это при­ве­ло лю­дей к раз­вра­ще­нию, что ста­ло при­чи­ной Все­мир­но­го по­то­па. По ве­ле­нию Бо­га А. был свя­зан ар­хан­ге­лом Ра­фаи­лом и при­ко­ван к ска­ле в пус­ты­не Ду­да­эль, где и дол­жен на­хо­дить­ся во тьме до Суд­но­го дня, ко­гда бу­дет бро­шен в огонь, что­бы ис­чез­нуть на­все­гда. Пе­ре­ло­же­ние этой ис­то­рии встре­ча­ет­ся в рав­ви­ни­стич. мид­ра­шах. А. фи­гу­ри­ру­ет в ман­дей­ской и араб. ми­фо­ло­ги­ях. Имя А. упот­реб­ля­ет­ся в ху­дож. лит-ре (напр., пер­со­наж Аза­зел­ло в ро­ма­не М. А. Бул­га­ко­ва «Мас­тер и Мар­га­ри­та»). 2) Ме­сто в пус­ты­не (го­ра или об­рыв), с ко­то­ро­го в Йом кип­пур сбра­сы­вал­ся «ко­зёл от­пу­ще­ния». 3) «Ко­зёл от­пу­ще­ния» (Лев. 16), ко­то­рый раз в год в день очи­ще­ния гре­хов из­го­нял­ся в пус­ты­ню и на го­ло­ву ко­то­ро­го пер­во­свя­щен­ник че­рез воз­ло­же­ние рук пе­ре­кла­ды­вал гре­хи на­ро­да Из­раи­ле­ва.

В сред­ние ве­ка А. стал вос­при­ни­мать­ся как пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ный об­раз ри­ту­аль­ной не­чис­то­ты и зла.

Лит.: Neugroschel J. The great works of Je­wish fantasy and occult. Woodstock; N. Y., 1997; Кни­га Ено­ха. Апок­ри­фы. СПб., 2000; Тант­лев­ский И. Р. Кни­ги Ено­ха. М.; Ие­ру­са­лим, 2000; Ginzberg L. Legends of the Jews: In 2 vol. Phil., 2003.

Вернуться к началу