ИГНА́ТИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИГНА́ТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович) [5(17).2.1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ. – 30.4(12.5).1867, Николо-Бабаевский мон., Костромская губ.], епископ Кавказский и Черноморский, богослов, рус. церковный писатель и публицист, святитель.
Из древнего дворянского рода (восходившего к сподвижнику Дмитрия Ивановича Донского – Михаилу Бренко); по матери – внук поэта А. Ф. Брянчанинова. В 1822–26 обучался в Гл. инженерном уч-ще в С.-Петербурге. В училище возглавил кружок почитателей «святости и чести». Пользовался покровительством имп. Николая I. За успехи в науках, благородство и духовную зрелость состоял пансионером имп. Александры Фёдоровны. В 1827 в чине поручика вышел в отставку по состоянию здоровья и удалился в Александро-Свирский мон., став духовным чадом будущего оптинского старца Леонида (Наголкина). Проходил послушание в ряде монастырей; в 1831 принял иноческий постриг в Вологде, в 1834 возведён в сан архимандрита. В 1833–57 настоятель Троице-Сергиевой пустыни под С.-Петербургом. Восстановил находившуюся в упадке обитель, наладил монашескую жизнь, в этот период создал мн. труды по аскетике. В 1838 назначен благочинным монастырей С.-Петерб. епархии: Валаамского, Коневецкого и др. В окт. 1857 рукоположен в епископа Кавказского и Черноморского (с кафедрой в Ставрополе). Вёл активную проповедь христианства на Кавказе, старался наладить отношения с казаками-старообрядцами, значит. внимание уделял строительству храмов (так, по благословлению И. сооружена колокольня кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери в Ставрополе). В 1861 ушёл на покой с правом управления Николо-Бабаевским мон. Костромской епархии; возглавил строительство собора в честь Иверской иконы Божией Матери, подготовил к публикации собр. своих сочинений.
Благодаря таланту чтеца-декламатора и лит. дару в юности Брянчанинов стал известен в петерб. худож. кругах. На лит. вечерах в доме президента Академии художеств А. Н. Оленина общался с А. С. Пушкиным, Н. И. Гнедичем, И. А. Крыловым и К. Н. Батюшковым. Дружил с генералом Н. Н. Муравьёвым-Карским, К. П. Брюлловым, А. М. Горностаевым и П. И. Турчаниновым, который, по просьбе И., занимался с хором Троице-Сергиевой пустыни (1836–41) и написал для него несколько лучших своих произведений. Духовные беседы И. с М. И. Глинкой (записанные И. по просьбе последнего) легли в основу соч. «Христианский пастырь и христианин художник», в котором И. высказал суждение о гл. предметах творчества.
Основное место в лит. наследии И. занимают богословские труды, посвящённые христианскому самосовершенствованию человека через молитвенные труды и подвиги самоотречения: «Слово о смерти» (1862), «Аскетические опыты» (1865), «Аскетическая проповедь» (1866), «Приношение современному монашеству» (1867). В них И. развивает святоотеческую традицию аскетики, в частности исихазма, применяя её к духовным запросам своего времени. Периоду духовных исканий юности посвящена лирич. исповедь И. «Плач мой» (1847) и ряд лит.-поэтич. произведений («Сад во время зимы», 1843; «Воспоминание о Бородинском монастыре», 1847; «Роса», 1846; повесть «Иосиф», 1849, и др.). Судьба И. послужила сюжетом для повести Н. С. Лескова «Инженеры-бессребреники» (1887).
В июне 1988 канонизован Поместным собором Рус. православной церкви. День памяти – 30 апр. (13 мая). Мощи И. пребывают в Свято-Введенском Толгском мон. (Ярославская епархия). Частица их была доставлена в Ставрополь патриархом Московским и всея Руси Алексием II во время первого визита на Кавказ (авг. 1994).