ГИ́ББОН ЭДУАРД
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИ́ББОН (Gibbon) Эдуард [27.4(8.5).1737, Патни, графство Суррей – 16.1.1794, Лондон], англ. историк. Родился в семье зажиточного землевладельца. По окончании Вестминстерской школы в 1752 поступил в Оксфордский ун-т. Увлечённый потоком религ. дискуссий, юный Г. отрёкся от протестантизма и перешёл в католичество. Вынужденный из-за этого оставить университет, Г. был отправлен отцом на перевоспитание в протестантскую Швейцарию, в Лозанну. Там Г. вернулся в протестантизм, но прошедшие испытания и знакомство с идеями франц. просветителей развили в нём религ. скепсис и отчуждение от христианства вообще. После 5-летнего пребывания в Лозанне в 1758 Г. вернулся в Великобританию. После нескольких незавершённых историко-литературных опытов увлёкся историей гибели античного Рима. Результатом продолжительных и целенаправленных занятий было создание труда «История упадка и разрушения Римской империи» (т. 1–6, 1776–88). Собственно позднему, имп. Риму (2–5 вв.) посвящены первые три тома. Доведя изложение до падения Зап. Рим. империи, Г. продолжил рассмотрение судьбы наследницы античного Рима – Византии – вплоть до падения Константинополя в 1453. Труд Г. по праву считается первым действительно науч. историч. сочинением Нового времени. Он основан на огромном, тщательно проработанном историч. материале, его отличает от эрудитских произведений предшественников (напр., итальянца К. Сигония и француза Л. де Тиллемона) наличие центр. концепции, глубоко продуманной трактовки причин крушения мировой Рим. империи и всей античной цивилизации. Такими причинами явились, по мнению Г., деспотизм имп. власти, сковавший волю гражд. общества, пагубное для политич. жизни торжество христианства, наконец, Великое переселение народов. Критика авторитарной власти и христианства делает труд Г. знаковым произведением эпохи Просвещения (18 в.). Широта и основательность осуществлённого Г. историч. обзора, высокое просветительское качество заявленных им идей и отточенность языка и стиля сделали его труд образцом высокого историко-лит. творчества. Слабой, уязвимой стороной концепции Г., однако, является односторонняя негативная оценка историч. роли христианства и трактовка визант. истории как продолжения позднеримской – как сплошной полосы застоя и упадка.