ПОЛО́НСКИЙ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛО́НСКИЙ Яков Петрович [7(19).12.1819, Рязань – 18(30).10.1898, С.-Петербург; похоронен в Рязани], рус. поэт, прозаик, чл.-корр. АН (1886), д. стат. сов. (1876). Дворянин. Окончил Рязанскую гимназию (1838) и юридич. ф-т Моск. ун-та (1844). В 1845–46 жил в Одессе; в 1846–51 служил в Тифлисе в канцелярии наместника М. С. Воронцова, одновременно был помощником редактора газ. «Закавказский вестник». С 1851 в С.-Петербурге. В 1857–58 выезжал за границу (Германия, Италия, Франция). В 1859–1860 редактировал ж. «Русское слово». В 1860–96 служил в К-те иностр. цензуры.
Началом своей лит. деятельности П. считал 1837, когда поднёс приветственное стихотворение будущему имп. Александру II и заслужил похвалу В. А. Жуковского. Дебютировал в печати в 1840. В 1844 в Москве вышел его первый поэтич. сб. «Гаммы», в 1846 в Одессе – сб. «Стихотворения 1845 года», в Тифлисе – сб-ки «Сазандар» (1849) и «Несколько стихотворений» (1851). Итог своей ранней лирике П. подвёл в сб-ках «Стихотворения» (1855; 1859; оба изданы в С.-Петербурге), которые были одобрены критикой и принесли ему широкую известность. П. воспринимался как преемник поэтов пушкинской поры, виртуозно владевший стихотв. техникой, внимательный к предметным деталям и тонкостям душевных переживаний. Особенный успех имели характерные для П. стихотворения романсного типа с едва намеченным лирич. сюжетом («Дорога», 1842; «Зимний путь», 1844; «Затворница», 1847; «Песня цыганки», 1853; «Колокольчик», 1854) и «грузинские» стихотворения с экзотическими для рус. публики реалиями («Не жди», «После праздника», оба 1849; «Тамара и певец её Шота Руставель», 1851, и др.). Большое место в лирике П. занимают романтич. мотивы: («Пришли и стали тени ночи…», 1844; «Качка в бурю», 1850; «Старый сазандар», 1855; «На корабле», 1856; «Сны», 1856–59).
В 1860–70-х гг. П. подвергался нападкам за мелкость тем и неясность гражд. позиции; критика противопоставляла его Н. А. Некрасову, зачисляя в ряды приверженцев «чистого искусства», хотя П. не избегал гражд. тематики [его стих. «Узница» (1878) – отклик на суд над В. И. Засулич], придерживался умеренно либеральных взглядов и печатался в журналах разл. направленности. Своё мнение об отношении поэзии к обществ. жизни П. выразил в программных стихотворениях «Для немногих» (1860), «Одному из усталых» (1863), «Поэту-гражданину» (1864), «В альбом Ш.» (1871). В поздних поэтич. сб-ках – «Оттиски» (1866), «Снопы» (1871), «Озими» (ч. 1–2, 1876), «На закате» (1881) и «Вечерний звон» (1890) – наряду с чистой лирикой, есть сюжетные стихотворения с острой социальной («Миазм», 1868; «Старая няня», 1881) и политич. проблематикой («На улицах Парижа», 1871), а также произведения на легендарно-историч. темы («Казимир Великий», 1874).
Среди поэм П. выдающийся успех имела лишь первая – «Кузнечик-музыкант» (1859), «шутка в виде поэмы», в которой аллегорически представлено положение артиста в великосветском обществе. Интерес представляют отчасти автобиографич. роман в стихах «Свежее преданье» (1861–62, не окончен), поэма «Келиот» (1874) о войне греков за независимость от турок, а также поэмы «Больной писатель» (1860), «Братья» (1866–70, не окончена), «Мими» (1873), «Мечтатель. Юноша 30-х годов XIX столетия» (1893) и сатирич. поэма «Собаки» (1892). П. принадлежат также две стихотв. драмы: «Дареджана, царица Имеретинская» (1852) из истории Грузии 17 в. и «Разлад» (1864) о Польском восстании 1863–64.
Наиболее значит. прозаич. сочинения – романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867, не окончен), в котором глазами ребёнка показана эпоха декабристов, и «Женитьба Атуева» (1869) о возвращении «нигилиста» к обычной жизни. Автор романов «Дешёвый город» (1879), «Крутые горки» (1880–81), «Нечаянно» (1886), сб. «Повести и рассказы» (ч. 1–2, 1896); кн. воспоминаний «Старина и моё детство» (1890), «Мои студенческие воспоминания» (1898), мемуарного очерка «И. С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину» (1884). Из писателей П. теснее всего был связан с А. А. Фетом и А. Н. Майковым; в последние годы П. поддерживал дружеские отношения с А. П. Чеховым. Как поэт П. предвосхитил некоторые открытия символистов, непосредств. влияние оказал на А. А. Блока.