Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛО́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 734

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

ПОЛО́НСКИЙ Яков Пет­ро­вич [7(19).12.1819, Ря­зань – 18(30).10.1898, С.-Пе­тер­бург; по­хо­ро­нен в Ря­за­ни], рус. по­эт, про­за­ик, чл.-корр. АН (1886), д. стат. сов. (1876). Дво­ря­нин. Окон­чил Ря­зан­скую гим­на­зию (1838) и юри­дич. ф-т Моск. ун-та (1844). В 1845–46 жил в Одес­се; в 1846–51 слу­жил в Тиф­ли­се в кан­це­ля­рии на­ме­ст­ни­ка М. С. Во­рон­цо­ва, од­но­вре­мен­но был по­мощ­ни­ком ре­дак­то­ра газ. «За­кав­каз­ский вест­ник». С 1851 в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1857–58 вы­ез­жал за гра­ни­цу (Гер­ма­ния, Ита­лия, Фран­ция). В 1859–1860 ре­дак­ти­ро­вал ж. «Рус­ское сло­во». В 1860–96 слу­жил в К-те иностр. цен­зу­ры.

На­ча­лом сво­ей лит. дея­тель­но­сти П. счи­тал 1837, ко­гда под­нёс при­вет­ст­вен­ное сти­хо­тво­ре­ние бу­ду­ще­му имп. Алек­сан­д­ру II и за­слу­жил по­хва­лу В. А. Жу­ков­ско­го. Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1840. В 1844 в Мо­ск­ве вы­шел его пер­вый по­этич. сб. «Гам­мы», в 1846 в Одес­се – сб. «Сти­хо­тво­ре­ния 1845 го­да», в Тиф­ли­се – сб-ки «Са­зан­дар» (1849) и «Не­сколь­ко сти­хо­тво­ре­ний» (1851). Итог сво­ей ран­ней ли­ри­ке П. под­вёл в сб-ках «Сти­хо­тво­ре­ния» (1855; 1859; оба из­даны в С.-Пе­тер­бур­ге), ко­то­рые бы­ли одоб­ре­ны кри­ти­кой и при­нес­ли ему ши­ро­кую из­вест­ность. П. вос­при­ни­мал­ся как пре­ем­ник по­этов пуш­кин­ской по­ры, вир­ту­оз­но вла­дев­ший сти­хотв. тех­ни­кой, вни­ма­тель­ный к пред­мет­ным де­та­лям и тон­ко­стям ду­шев­ных пе­ре­жи­ва­ний. Осо­бен­ный ус­пех име­ли ха­рак­тер­ные для П. сти­хо­тво­ре­ния ро­манс­но­го ти­па с ед­ва на­ме­чен­ным ли­рич. сю­же­том («До­ро­га», 1842; «Зим­ний путь», 1844; «За­твор­ни­ца», 1847; «Пес­ня цы­ган­ки», 1853; «Ко­ло­коль­чик», 1854) и «гру­зин­ские» сти­хо­тво­ре­ния с экзо­ти­че­ски­ми для рус. пуб­ли­ки реа­лия­ми («Не жди», «По­сле празд­ни­ка», оба 1849; «Та­ма­ра и пе­вец её Шо­та Рус­та­вель», 1851, и др.). Боль­шое ме­сто в ли­ри­ке П. за­ни­ма­ют ро­ман­тич. мо­ти­вы: («При­шли и ста­ли те­ни но­чи…», 1844; «Кач­ка в бу­рю», 1850; «Ста­рый са­зан­дар», 1855; «На ко­раб­ле», 1856; «Сны», 1856–59).

В 1860–70-х гг. П. под­вер­гал­ся на­пад­кам за мел­кость тем и не­яс­ность гражд. по­зи­ции; кри­ти­ка про­ти­во­пос­тав­ля­ла его Н. А. Не­кра­со­ву, за­чис­ляя в ря­ды при­вер­жен­цев «чис­то­го ис­кус­ст­ва», хо­тя П. не из­бе­гал гражд. те­ма­ти­ки [его стих. «Уз­ни­ца» (1878) – от­клик на суд над В. И. За­су­лич], при­дер­жи­вал­ся уме­рен­но ли­бе­раль­ных взгля­дов и пе­ча­тал­ся в жур­на­лах разл. на­прав­лен­но­сти. Своё мне­ние об от­но­ше­нии по­эзии к об­ществ. жиз­ни П. вы­ра­зил в про­грамм­ных сти­хо­тво­ре­ни­ях «Для не­мно­гих» (1860), «Од­но­му из ус­та­лых» (1863), «По­эту-гра­ж­да­ни­ну» (1864), «В аль­бом Ш.» (1871). В позд­них по­этич. сб-ках – «От­тис­ки» (1866), «Сно­пы» (1871), «Ози­ми» (ч. 1–2, 1876), «На за­ка­те» (1881) и «Ве­чер­ний звон» (1890) – на­ря­ду с чис­той ли­ри­кой, есть сю­жет­ные сти­хо­тво­ре­ния с ост­рой со­ци­аль­ной («Ми­азм», 1868; «Ста­рая ня­ня», 1881) и по­ли­тич. про­б­ле­ма­ти­кой («На ули­цах Па­ри­жа», 1871), а так­же про­из­ве­де­ния на ле­ген­дар­но-ис­то­рич. те­мы («Ка­зи­мир Ве­ли­кий», 1874).

Сре­ди по­эм П. вы­даю­щий­ся ус­пех име­ла лишь пер­вая – «Куз­не­чик-му­зы­кант» (1859), «шут­ка в ви­де по­эмы», в ко­то­рой ал­ле­го­ри­че­ски пред­став­ле­но по­ло­же­ние ар­ти­ста в ве­ли­ко­свет­ском об­ще­ст­ве. Ин­те­рес пред­став­ля­ют от­час­ти ав­то­био­гра­фич. ро­ман в сти­хах «Све­жее пре­да­нье» (1861–62, не окон­чен), по­эма «Ке­ли­от» (1874) о вой­не гре­ков за не­за­ви­си­мость от ту­рок, а так­же по­эмы «Боль­ной пи­са­тель» (1860), «Бра­тья» (1866–70, не окон­чена), «Ми­ми» (1873), «Меч­та­тель. Юно­ша 30-х го­дов XIX сто­ле­тия» (1893) и са­ти­рич. по­эма «Со­ба­ки» (1892). П. при­над­ле­жат так­же две сти­хотв. дра­мы: «Да­ред­жа­на, ца­ри­ца Име­ре­тин­ская» (1852) из ис­то­рии Гру­зии 17 в. и «Раз­лад» (1864) о Поль­ском вос­ста­нии 1863–64.

Наи­бо­лее зна­чит. про­за­ич. со­чи­не­ния – ро­ма­ны «При­зна­ния Сер­гея Ча­лы­ги­на» (1867, не окон­чен), в ко­то­ром гла­за­ми ре­бён­ка по­ка­за­на эпо­ха де­каб­ри­стов, и «Же­нить­ба Атуе­ва» (1869) о воз­вра­ще­нии «ни­ги­ли­ста» к обыч­ной жиз­ни. Ав­тор ро­ма­нов «Де­шё­вый го­род» (1879), «Кру­тые гор­ки» (1880–81), «Не­ча­ян­но» (1886), сб. «По­вес­ти и рас­ска­зы» (ч. 1–2, 1896); кн. вос­по­ми­на­ний «Ста­ри­на и моё дет­ст­во» (1890), «Мои сту­ден­че­ские вос­по­ми­на­ния» (1898), ме­му­ар­но­го очер­ка «И. С. Тур­ге­нев у се­бя в его по­след­ний при­езд на ро­ди­ну» (1884). Из пи­са­те­лей П. тес­нее все­го был свя­зан с А. А. Фе­том и А. Н. Май­ко­вым; в по­след­ние го­ды П. под­дер­жи­вал дру­же­ские от­но­ше­ния с А. П. Че­хо­вым. Как по­эт П. пред­вос­хи­тил не­ко­то­рые от­кры­тия сим­во­ли­стов, не­по­средств. влия­ние ока­зал на А. А. Бло­ка.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 10 т. СПб., 1885–1886; Полн. собр. сти­хо­тво­ре­ний: В 5 т. СПб., 1896; Сти­хо­тво­ре­нья и по­эмы / Ред. и прим. Б. М. Эй­хен­бау­ма. Л., 1935; Сти­хо­тво­ре­ния / Вступ. ст., под­гот. тек­ста и прим. Б. М. Эй­хен­бау­ма. Л., 1954; Ли­ри­ка. Про­за. М., 1984; Со­чи­не­ния: В 2 т. / Вступ. ст. и ком­мент. И. Б. Му­ши­ной. М., 1986; Про­за. М., 1988; Ли­ри­ка. М., 1990.

Лит.: Я. П. По­лон­ский, его жизнь и со­чи­не­ния: Сб. / Сост. В. И. По­кров­ский. М., 1906; Ор­лов П. А. Я. П. По­лон­ский. Ря­зань, 1961; Бо­го­мо­лов И. С. Я. П. По­лон­ский в Гру­зии. Тб., 1966; Ла­гу­нов А. И. Ли­ри­ка Я. По­лон­ско­го. Став­ро­поль, 1974; Ор­ло­ва О. А. Мет­ри­ка и стро­фи­ка Я. П. По­лон­ско­го // Рус­ское сти­хо­сло­же­ние XIX в. М., 1979; Про­ни­на Л. А. Я. По­лон­ский и вре­мя. М., 2004.

Вернуться к началу