Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАМЯ́ТИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 228

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Жулькова

ЗАМЯ́ТИН Ев­ге­ний Ива­но­вич [20.1(1.2). 1884, г. Ле­бе­дянь Там­бов­ской губ. – 10.3.1937, Па­риж], рус. пи­са­тель, пуб­ли­цист, лит. кри­тик, ки­но­сце­на­рист. Сын свя­щен­ни­ка. С 1902 учил­ся в С.-Пе­терб. по­ли­тех­нич. ин-те; осе­нью 1905 аре­сто­ван за ре­во­люционную дея­тель­ность и вы­слан из С.-Пе­тер­бур­га, вер­нул­ся в 1906. В 1908 окон­чил ин­сти­тут со зва­ни­ем мор­ско­го ин­же­не­ра. Пе­ча­тал­ся с 1908 (рас­сказ «Один», на­пи­сан­ный в ма­не­ре Л. Н. Ан­д­рее­ва). В 1911 за не­ле­галь­ное проживание вы­слан из С.-Пе­тер­бур­га; жил в Се­ст­ро­рец­ке, Лах­те, где на­пи­сал имев­шую боль­шой ус­пех по­весть «Уезд­ное» (1913), в ко­то­рой за­пе­чат­лел кос­ный про­вин­ци­аль­ный быт. В 1915 за гро­те­ск­ную по­весть «На ку­лич­ках» (1914), в ко­то­рой цен­зу­ра ус­мот­ре­ла кле­ве­ту на рус. ар­мию, З. был при­вле­чён к су­ду и вы­слан на Се­вер, в Кемь. Ссыл­ка да­ла ма­те­ри­ал для рас­ска­зов и по­вес­тей, объ­е­ди­нён­ных в ли­ри­ко-дра­ма­тич. три­ло­гию: «Аф­ри­ка» (1916), «Се­вер» (1918), «Ёла» (1928). В мар­те 1916 ко­ман­ди­ро­ван в Ве­ли­ко­бри­та­нию для на­блю­де­ния за строи­тель­ст­вом су­дов по рус. за­ка­зам; англ. впе­чат­ле­ния от­ра­зи­лись в по­вес­тях: «Ост­ро­ви­тя­не» (1918), «Ло­вец че­ло­ве­ков» (1921). В сент. 1917 вер­нул­ся в Рос­сию. Чи­тал кур­сы но­вей­шей лит-ры в Пе­да­го­ги­че­ском ин-те им. А. И. Гер­це­на в Пет­ро­гра­де (1920–21), ра­бо­тал в ред­кол­ле­гии изд-ва «Все­мир­ная ли­те­ра­ту­ра», в прав­ле­нии Все­рос. сою­за пи­са­те­лей, вы­пус­тил с груп­пой пи­са­те­лей аль­ма­нах «Дом ис­кусств» (1921); ре­дак­ти­ро­вал жур­на­лы «Рус­ский со­вре­мен­ник» и «Со­вре­мен­ный За­пад»; вёл лит. сту­дию при До­ме ис­кусств. Ор­на­мен­таль­ный стиль З. ока­зал влия­ние на мн. про­заи­ков, в т. ч. на чле­нов лит. объ­е­ди­не­ния «Се­ра­пио­но­вы бра­тья». В пуб­ли­ци­стич. ра­бо­тах – «Я бо­юсь» (1921), стать­ях «Рай» (1921), «Но­вая рус­ская про­за» (1923), «О се­го­дняш­нем и со­вре­мен­ном» (1924) – З. не­од­но­крат­но вы­сту­пал про­тив «ли­те­ра­тур­но­го ра­бо­леп­ст­ва», за­слу­жив ре­пу­та­цию бун­та­ря, «внут­рен­не­го эмиг­ран­та». Наи­бо­лее зна­чит. со­чи­не­ние З. – ро­ман-ан­ти­уто­пия «Мы» [созд. в 1920, впер­вые опубл. на англ. яз. в 1924, на чеш. яз. в 1927, на франц. яз. в 1929; на рус. яз. (пол­ный ва­ри­ант) в 1952, в СССР – в 1988] – гро­те­ск­ное опи­са­ние то­та­ли­тар­ной сис­те­мы, по­дав­ляю­щей все про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. Ро­ман во­брал в се­бя разл. лит. тра­ди­ции (Н. В. Го­голь, Ф. М. Дос­то­ев­ский, А. Бе­лый, Дж. Свифт, Г. Уэллс и др.) и ока­зал силь­ное воз­дей­ст­вие на Дж. Ору­эл­ла и О. Хакс­ли. Рез­кая кри­ти­ка в ад­рес ро­ма­на при­ве­ла к то­му, что по­сле 1929 З. в СССР не пе­ча­тал­ся. В 1931 при под­держ­ке М. Горь­ко­го по­ки­нул Рос­сию; с февр. 1932 жил в Па­ри­же, со­хра­нив сов. пас­порт. Сре­ди др. со­чи­не­ний – рас­ска­зы («Ма­май», 1921; «Пе­ще­ра», 1922, и др.), пье­сы [«Ог­ни свя­то­го До­ми­ни­ка» (1922), «Бло­ха» (1925) по мо­ти­вам ска­за Н. С. Лес­ко­ва (с ус­пе­хом ста­ви­лась в МХАТе до 1929), ис­то­рич. тра­ге­дия «Атил­ла» (1928, опубл. в 1950) и др.]; сказ­ки; ки­но­сце­на­рии, в т. ч. ф. «На дне» по пье­се Горь­ко­го (совм. с Ш. Спаа­ком и Ж. Ком­па­ней­цем; реж. Ж. Ре­ну­ар, 1936).

Соч.: Собр. соч. Münch., 1970–1988. Т. 1–4; Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1990. T. 1–2; Я бо­юсь: Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка. Пуб­ли­ци­сти­ка. Вос­по­ми­на­ния. М., 1999; [За­пис­ные книж­ки]. М., 2001; Собр. соч.: В 5 т. М., 2003–. Т. 1–2–.

Лит.: Shane A. M. The life and works of E. Za­mia­tin. Berk., 1968; Franz N. Groteske Struk­turen in der Prosa Zamiatins. Münch., 1980; Scheffler L. E. Zamjatin. Köln, 1984; Ев­се­ев В. Н. Ро­ман «Мы» Е. И. За­мя­ти­на. Ишим, 2000; Да­вы­до­ва Т. Т. Твор­че­ская эво­лю­ция Е. За­мя­ти­на в кон­тек­сте рус­ской ли­те­ра­ту­ры пер­вой тре­ти XX в. М., 2000; Дол­жен­ко С. Г. Ре­цеп­ция твор­че­ст­ва Е. И. За­мя­ти­на на За­па­де. Ишим, 2006; Е. И. За­мя­тин: Ма­те­риа­лы к биб­лио­гра­фии. Там­бов, 1997–2003. Ч. 1–3.

Вернуться к началу