ЗАМЯ́ТИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАМЯ́ТИН Евгений Иванович [20.1(1.2). 1884, г. Лебедянь Тамбовской губ. – 10.3.1937, Париж], рус. писатель, публицист, лит. критик, киносценарист. Сын священника. С 1902 учился в С.-Петерб. политехнич. ин-те; осенью 1905 арестован за революционную деятельность и выслан из С.-Петербурга, вернулся в 1906. В 1908 окончил институт со званием морского инженера. Печатался с 1908 (рассказ «Один», написанный в манере Л. Н. Андреева). В 1911 за нелегальное проживание выслан из С.-Петербурга; жил в Сестрорецке, Лахте, где написал имевшую большой успех повесть «Уездное» (1913), в которой запечатлел косный провинциальный быт. В 1915 за гротескную повесть «На куличках» (1914), в которой цензура усмотрела клевету на рус. армию, З. был привлечён к суду и выслан на Север, в Кемь. Ссылка дала материал для рассказов и повестей, объединённых в лирико-драматич. трилогию: «Африка» (1916), «Север» (1918), «Ёла» (1928). В марте 1916 командирован в Великобританию для наблюдения за строительством судов по рус. заказам; англ. впечатления отразились в повестях: «Островитяне» (1918), «Ловец человеков» (1921). В сент. 1917 вернулся в Россию. Читал курсы новейшей лит-ры в Педагогическом ин-те им. А. И. Герцена в Петрограде (1920–21), работал в редколлегии изд-ва «Всемирная литература», в правлении Всерос. союза писателей, выпустил с группой писателей альманах «Дом искусств» (1921); редактировал журналы «Русский современник» и «Современный Запад»; вёл лит. студию при Доме искусств. Орнаментальный стиль З. оказал влияние на мн. прозаиков, в т. ч. на членов лит. объединения «Серапионовы братья». В публицистич. работах – «Я боюсь» (1921), статьях «Рай» (1921), «Новая русская проза» (1923), «О сегодняшнем и современном» (1924) – З. неоднократно выступал против «литературного раболепства», заслужив репутацию бунтаря, «внутреннего эмигранта». Наиболее значит. сочинение З. – роман-антиутопия «Мы» [созд. в 1920, впервые опубл. на англ. яз. в 1924, на чеш. яз. в 1927, на франц. яз. в 1929; на рус. яз. (полный вариант) в 1952, в СССР – в 1988] – гротескное описание тоталитарной системы, подавляющей все проявления человеческой индивидуальности. Роман вобрал в себя разл. лит. традиции (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. Белый, Дж. Свифт, Г. Уэллс и др.) и оказал сильное воздействие на Дж. Оруэлла и О. Хаксли. Резкая критика в адрес романа привела к тому, что после 1929 З. в СССР не печатался. В 1931 при поддержке М. Горького покинул Россию; с февр. 1932 жил в Париже, сохранив сов. паспорт. Среди др. сочинений – рассказы («Мамай», 1921; «Пещера», 1922, и др.), пьесы [«Огни святого Доминика» (1922), «Блоха» (1925) по мотивам сказа Н. С. Лескова (с успехом ставилась в МХАТе до 1929), историч. трагедия «Атилла» (1928, опубл. в 1950) и др.]; сказки; киносценарии, в т. ч. ф. «На дне» по пьесе Горького (совм. с Ш. Спааком и Ж. Компанейцем; реж. Ж. Ренуар, 1936).