О́РУЭЛЛ ДЖОРДЖ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́РУЭЛЛ (Orwell) Джордж (псевд., наст. имя и фам. Эрик Артур Блэр, Blair) (25.6.1903, Мотихари, Индия – 21.1.1950, Лондон; похоронен на сельском кладбище близ г. Абингдон, графство Оксфордшир), англ. писатель, публицист. Родился в семье чиновника брит. администрации в Индии. С 1904 жил в Великобритании. Окончил Итонский колледж (1921). В 1922–27 служил в англ. колониальной полиции в Бирме. С 1928 печатался во франц. и англ. периодике. Изучение жизни социальных низов Парижа и Лондона, предпринятое О. в 1928–1929, нашло отражение в первой повести «Фунты лиха в Париже и Лондоне» («Down and out in Paris and London», 1933, рус. пер. 2001). Романы «Дочь священника» («A clergyman’s daughter», 1935, рус. пер. 2004) и «Да здравствует фикус!» («Keep the aspidistra flying», 1936, рус. пер. 2004) развивают традиции англ. психологич. прозы. Усиление интереса к социально-политич. проблематике проявилось в книге очерков о жизни рабочего класса на севере Великобритании «Дорога на Виган-Пир» («The road to Wigan Pier», 1937). В 1936–37 принял участие в Гражд. войне в Испании; обвинённый в троцкизме, был вынужден вернуться на родину. Фронтовые будни и политич. события этого времени легли в основу автобиографич. кн. «Памяти Каталонии» («Homage to Catalonia», 1938, рус. пер. 1992). В годы 2-й мировой войны вёл пропагандистские передачи на Би-Би-Си (1941–43), сотрудничал с левыми изданиями; воен. корреспондент газ. «The Observer» (с февр. 1945).
Понимание опасности любых форм тоталитаризма отразилось в двух наиболее известных произведениях О.: содержащей многочисл. аллюзии на историю СССР и личности сов. вождей сатирич. повести-притче «Скотный двор» («Animal farm», опубл. в 1945, рус. пер. 1989, анимац. экранизация Дж. Халаса и Дж. Батчелор – 1954), в которой использованы и в значит. мере переосмыслены жанровые традиции басни, а также в романе-антиутопии «1984» («Nineteen eighty-four», 1949, рус. пер. 1989; неоднократно экранизировался, в т. ч. М. Радфордом в 1984), где, развивая традицию филос.-политич. романа-предупреждения (С. Батлер, О. Хаксли, Е. И. Замятин и пр.), О. воссоздал модель тоталитарного общества, включившую в себя отд. элементы фашистского и сталинского режимов, описал процессы деформации нравств. идеалов и ценностей, планомерного уничтожения личности всесильной гос. машиной. В приложении к роману обосновывается воздействие на массовое сознание трансформированного и выхолощенного языка (новояза). Роман оказал влияние на многочисл. произведения лит-ры (К. Воннегут, А. Бёрджесс, Т. Пинчон, И. Во, С. Кинг и пр.) и кинематографа (Дж. Лукас, Т. Гиллиам и пр.) 2-й пол. 20 – нач. 21 вв.; образы и афоризмы О. проникли в совр. журналистику, политологию, социологию. Среди др. сочинений: романы «Дни в Бирме» («Burmese days», 1934, рус. пер. 2004), «Глотнуть воздуха» («Coming up for air», 1939, рус. пер. 2012); рецензии и эссе по проблемам лит-ры и культуры; публицистика, в т. ч. ст. «Ты и атомная бомба» («You and the atomic bomb», 1945), где было впервые употреблено словосочетание «холодная война».