Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́КСЛИ ОЛДОС ЛЕОНАРД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 725

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский
Архив БРЭ

ХА́КСЛИ (Huxley) Ол­дос Ле­о­нард (26.7.1894, Го­дал­минг, граф­ст­во Сур­рей – 22.11.1963, Лос-Анд­же­лес, штат Ка­ли­фор­ния, США), англ. пи­са­тель, сце­на­рист, пуб­ли­цист, фи­ло­соф. Ро­дил­ся в се­мье ли­те­ра­то­ра Л. Хакс­ли; дед – из­вест­ный био­лог Т. Г. Гекс­ли, что во мно­гом оп­ре­де­ли­ло со­хра­няв­ший­ся у Х. на про­тя­же­нии всей жиз­ни ин­те­рес к био­ло­гич. ас­пек­там че­ло­ве­че­ско­го бы­тия и их фи­лос. ин­тер­пре­та­ции. Окон­чил Окс­форд­ский ун-т (1916), со­труд­ни­чал в пе­рио­ди­ке как лит. и те­ат­раль­ный кри­тик. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт сб-ка­ми «Пы­лаю­щее ко­ле­со» («The burning wheel», 1916), «По­ра­же­ние юно­сти и дру­гие сти­хи» («The defeat of youth, and other poems», 1918) и др. В 1923–30 жил в Ита­лии; в 1937 по­се­лил­ся в Лос-Анд­же­ле­се, с 1938 сце­на­рист в Гол­ли­ву­де. Из­вест­ность Х. при­нес­ли от­ме­чен­ные изя­ще­ст­вом сти­ля, яр­ки­ми диа­ло­га­ми, иро­нич. от­но­ше­ни­ем к пер­со­на­жам и ост­ро­са­ти­рич. изо­бра­же­ни­ем совр. об­ществ. жиз­ни ро­ма­ны, об­на­ру­жив­шие бли­зость идей­но-ху­дож. по­зи­ций Х. пи­са­те­лям «по­те­рян­но­го по­ко­ле­ния»: «Жёл­тый Кром» («Crome yellow», 1921, рус. пер. 1987), «Шу­тов­ской хо­ро­вод» («Antic hay», 1923, рус. пер. 1936), «Кон­тра­пункт» («Point coun­ter point», 1928, рус. пер. 1936). Об­ра­щён­ные к жиз­ни англ. ин­тел­лек­ту­аль­ной эли­ты по­сле­во­ен­но­го вре­ме­ни, под­ни­мав­шие про­бле­мы ост­ро­го кри­зи­са преж­них идеа­лов и тщет­но­го по­ис­ка вы­хо­да из мо­раль­но­го ту­пи­ка, они ста­ли об­раз­цом ин­тел­лек­ту­аль­но­го ро­ма­на в анг­лоя­зыч­ной про­зе 20 в. Наи­выс­шее ху­дож. дос­ти­же­ние Х. – ан­ти­уто­пия «О див­ный но­вый мир» («Brave new world», 1932, рус. пер. 1989), где, пе­ре­ос­мыс­ли­вая опыт ан­ти­уто­пий Г. Уэл­лса и Е. И. За­мя­ти­на, Х. пре­ду­пре­ж­дал об опас­но­стях то­та­ли­та­риз­ма, стан­дар­ти­за­ции жиз­ни и унич­тоже­ния ду­хов­ной куль­ту­ры, ко­то­рые не­сёт на­уч­но-тех­нич. про­гресс. Ан­ти­уто­пич. мо­ти­вы, со­хра­няв­шие­ся на про­тя­же­нии все­го по­сле­дую­ще­го твор­че­ст­ва Х., осо­бен­но ост­ро про­яви­лись в ро­ма­не «Обезь­я­на и сущ­ность» («Ape and essence», 1948, рус. пер. 1990). Со 2-й пол. 1930-х гг. про­за Х., про­ни­зан­ная глу­боки­ми фи­лос. раз­мыш­ле­ния­ми о смыс­ле жиз­ни, от­час­ти сбли­жа­ет­ся с фи­лос. трак­та­том: ро­ма­ны «Сле­пец в Га­зе» («Eyeless in Gaza», 1936, рус. пер. 1999), «По­сле мно­гих лет уми­ра­ет ле­бедь» («After many a summer dies the swan», 1939), «Ге­ний и бо­ги­ня» («The Genius and the Goddess», 1955, рус. пер. 1994) и др. По­пыт­кой соз­дать со­ци­аль­ную уто­пию стал по­след­ний ро­ман Х. «Ост­ров» («Island», 1962, рус. пер. 2000). Ав­тор дра­ма­тур­гич. про­из­ве­де­ний, пу­те­вых очер­ков, эссе о про­бле­мах взаи­мо­от­но­ше­ний нау­ки и куль­ту­ры, пу­тях рас­ши­ре­ния творч. соз­на­ния и др.

Соч.: Collected works. L., 1946–1956. Vol. 1–26; Selected letters. Chi., 2007; Кон­тра­пункт. О див­ный но­вый мир. Обезь­я­на и сущ­ность. Рас­ска­зы. М., 2009.

Лит.: Ра­би­но­вич В. С. О. Хакс­ли: эво­лю­ция твор­че­ст­ва. 2-е изд. Ека­те­рин­бург, 2001; Mur­ray N. A. Huxley: An English intellectual. L., 2002; Sawyer D. A. Huxley: a biography. N. Y., 2002; Го­ло­ва­че­ва И. В. Нау­ка и ли­те­ра­ту­ра: ар­хео­ло­гия на­уч­но­го зна­ния О. Хакс­ли. СПб., 2008.

Вернуться к началу