«ПОТЕ́РЯННОЕ ПОКОЛЕ́НИЕ»
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ПОТЕ́РЯННОЕ ПОКОЛЕ́НИЕ» (англ. lost generation; франц. génération perdue; нем. verlorene Generation), термин, применяемый к группе зап.-европ. и амер. писателей, выступивших в 1920-е гг. и отразивших в своём творчестве трагич. опыт Первой мировой войны 1914–18. Впервые выражение «П. п.» использовал Э. Хемингуэй в качестве эпиграфа к роману «И восходит солнце» (1926) [впоследствии в кн. «Праздник, который всегда с тобой» (1964) он свидетельствовал, что авторство термина принадлежит Г. Стайн]. Гл. темы лит-ры «П. п.» – фронтовые будни (иногда описанные в весьма натуралистич. ключе), нелепая смерть или беспросветное послевоенное существование с тщетными попытками найти своё место в мирной жизни. В произведениях писателей «П. п.» нашли воплощение тотальное разочарование в совр. цивилизации, в научном и социальном прогрессе, чувство внутренней опустошённости, утрата веры в нравств. идеалы и возможность утверждения гуманистич. ценностей; эстетизируется чувство одиночества, социальной апатии, отчуждённости от антигуманного мира. Первоначально лит-ра «П. п.» получила широкое распространение в США, где наиболее резко был ощутим контраст между мирным существованием и пережитым амер. солдатами воен. опытом в Европе: романы «По эту сторону рая» (1920), «Великий Гэтсби» (1925) Ф. С. Фицджералда, «Три солдата» Дж. Дос Пассоса (1921), «Огромная камера» Э. Э. Каммингса (1922), «Солдатская награда» У. Фолкнера (1926). В 1929 вышли в свет романы наиболее известных представителей «П. п.»: «На западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка, «Смерть героя» Р. Олдингтона, «Прощай, оружие!» Хемингуэя. Лит-ра «П. п.» исчерпывает себя к кон. 1930-х гг., однако некоторые её темы и мотивы после Второй мировой войны 1939–45 нашли отзвук в творчестве битников в США, «рассерженных молодых людей» в Великобритании, «поколения вернувшихся» в ФРГ.