Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТАЙН ГЕРТРУДА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 147-148

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский
Г. Стайн. Портрет работы П. Пикассо. 1906. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

СТАЙН (Stein) Гер­тру­да (3.2.1874, Ал­ле­гей­ни, ны­не в со­ста­ве Питтс­бур­га, штат Пен­силь­ва­ния – 27.7.1946, Нёйи-сюр-Сен, близ Па­ри­жа), амер. пи­са­тель­ни­ца. Ро­ди­лась в за­жи­точ­ной се­мье ком­мер­сан­та. Изу­ча­ла пси­хо­ло­гию в Радк­лиф-кол­лед­же (1893–97) под рук. У. Джейм­са, фи­лос. взгля­ды ко­то­ро­го ока­за­ли на неё за­мет­ное влия­ние. В 1897–1902 учи­лась на мед. ф-те Ун-та Джон­са Хоп­кин­са (Бал­ти­мор); с 1903 в Па­ри­же. Ор­га­ни­зо­ва­ла лит.-ху­дож. са­лон, ко­то­рый по­се­ща­ли Ш. Ан­дер­сон, Ж. Кок­то, А. Ма­тисс, Э. Па­унд, П. Пи­кас­со, Э. Хе­мин­гу­эй и др. Вме­сте с бра­том Лео ста­ла од­ной из пер­вых кол­лек­цио­ни­ро­вать аван­гард­ную жи­во­пись; ей при­пи­сы­ва­ет­ся по­ня­тие «по­те­рян­ное по­ко­ле­ние». В 1934–35 со­вер­ши­ла лек­ци­он­ный тур по го­ро­дам США.

Про­за С., от­ме­чен­ная по­ис­ком но­вых средств ху­дож. изо­бра­зи­тель­но­сти в рус­ле аван­гар­диз­ма, сви­де­тель­ст­ву­ет о по­пыт­ках пе­ре­не­сти прин­ци­пы ку­биз­ма в про­стран­ст­во тек­ста; в ней ин­те­рес к тех­ни­ке по­то­ка соз­на­ния со­че­та­ет­ся со струк­тур­ной фраг­мен­тар­но­стью, по­вто­ра­ми од­них и тех же фраз с не­боль­ши­ми из­ме­не­ния­ми в стрем­ле­нии пе­ре­дать не­пре­рыв­ность для­ще­го­ся вре­ме­ни. Сре­ди ран­них про­из­ве­де­ний – по­весть «Q. E. D.» [1903; изд. впер­вые в 1950 под назв. «Ве­щи как они есть» («Things as they are»); рус. пер. 2013], ос­ве­щаю­щая пе­ри­пе­тии лич­ной ду­хов­ной дра­мы С., имев­шей не­тра­диц. сек­су­аль­ную ори­ен­та­цию. Пер­вая опуб­ли­ко­ван­ная кни­га – по­весть «Три жиз­ни» («Three lives», 1909, рус. пер. 2006). Наи­бо­лее зна­чит. со­чи­не­ния – ро­ма­ны «Ста­нов­ле­ние аме­ри­кан­цев» («The making of Americans», 1906–08, изд. в 1925), а так­же «Ав­то­био­гра­фия Али­сы Б. Ток­лас» («The autobio­graphy of Alice B. Toklas», 1933, рус. пер. 2000) – ав­то­био­гра­фия са­мой С., имев­шая ши­ро­кий ус­пех. Про­за С. ока­за­ла за­мет­ное влия­ние на Ф. С. Фиц­д­же­рал­да, Хе­мин­гу­эя и др. амер. пи­са­те­лей 1-й пол. 20 в. Экс­пе­рим. ха­рак­тер име­ло и по­этич. твор­че­ст­во С. Лит.-тео­ре­тич. раз­мыш­ле­ния на­шли от­ра­же­ние в кни­гах «Как пи­сать» («How to write», 1931), «Лек­ции в Аме­ри­ке» («Lectures in Ame­rica», 1935) и др. По про­из­ве­де­ни­ям С. амер. ком­по­зи­тор В. Томп­сон соз­дал опе­ры «Чет­ве­ро свя­тых в трёх ак­тах» («Four saints in three acts», 1934) и «Мать всех нас» («Mother of us all», 1947).

Соч.: Writings. N. Y., 1998. Vol. 1–2; Кровь на по­лу в сто­ло­вой. Тверь, 2007; Ав­то­био­гра­фия ка­ж­до­го. Тверь, 2014.

Лит.: Curnutt K. The critical response to G. Stein. Westport, 2000; Leick K. G. Stein and the making of an American celebrity. N. Y., 2009; Мор­жен­ко­ва Н. В. Аван­гар­ди­ст­ский экс­пе­ри­мент Г. Стайн: В по­ис­ках жан­ра. М., 2012; Басс И. Жизнь и вре­мя Г. Стайн. М., 2013.

Вернуться к началу