Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОС ПА́ССОС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 296

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв

ДОС ПА́ССОС (Dos Passos) Джон (Джон Ро­де­ри­го) (14.1.1896, Чи­ка­го – 28.9.1970, Бал­ти­мор), амер. пи­са­тель, пуб­ли­цист. Ро­дил­ся в се­мье юри­ста, вы­ход­ца из Пор­ту­га­лии. Окон­чил Гар­вард­ский ун-т (1916). Доб­ро­воль­цем при­нял уча­стие в 1-й ми­ро­вой вой­не в со­ста­ве мед. час­тей. Один из пред­ста­ви­те­лей «по­те­рян­но­го по­ко­ле­ния». Не­при­ятие ин­тел­ли­ген­том-­идеа­ли­стом во­ен.-гос. ма­ши­ны от­ра­же­но в ро­ма­нах «По­свя­ще­ние од­но­го че­ло­ве­ка: 1917» («One man’s initiation: 1917», 1920), «Три сол­да­та» («Three soldiers», 1921, рус­ский пер. 1924). В 1920-е гг. Д. П. ин­те­ре­со­вал­ся ком­му­ни­стич. идея­ми, вы­сту­пил в за­щи­ту Н. Сак­ко и Б. Ван­цет­ти (см. в ст. Сак­ко – Ван­цет­ти про­цесс 1920); в 1928 по­се­тил СССР. В со­ци­аль­но-кри­тическом ро­ма­не о «мо­ло­хе» Нью-­Йор­ка «Ман­хэт­тен­ский па­ром» («Man­hat­tan transfer», 1925, в рус. пер. «Ман­хэт­тен», 1927) Д. П. под влия­ни­ем экс­прес­сио­низ­ма, твор­че­ст­ва Дж. Джой­са, а так­же ки­но (Д. У. Гриф­фит, С. М. Эй­зен­штейн, Д. Вер­тов) впер­вые при­ме­нил в лит-ре тех­ни­ку мон­та­жа. Как ка­лей­до­ско­пич. со­че­та­ние по­то­ка соз­на­ния, хро­ни­ки, но­велл, био­гра­фий зна­ме­ни­то­стей, разл. ци­тат эта тех­ни­ка ис­поль­зо­ва­на в мас­штаб­ных ро­ма­нах о со­ци­аль­ных пе­ре­ме­нах в США: «42-я па­рал­лель» («The forty-­se­cond parallel», 1930, рус. пер. 1931), «1919» (1932, рус. пер. 1933), «Боль­шие день­ги» («The big money», 1936, рус. пер. 2000); объ­е­ди­не­ны в три­ло­гию «США» («U. S. A.», 1937). Под впе­чат­ле­ни­ем Гражд. вой­ны в Ис­па­нии, убий­ст­ва Л. Д. Троц­ко­го Д. П. пе­ре­шёл на ан­ти­ком­му­ни­стич. по­зи­ции, кри­ти­ко­вал «но­вый курс» Ф. Д. Руз­вель­та, что от­ра­же­но в ро­ма­нах «При­клю­че­ния мо­ло­до­го че­ло­ве­ка» («The adventures of a young man», 1939), «Но­мер один» («Num­ber one», 1943), «Ве­ли­кий за­мы­сел» («The grand design», 1948), со­ста­вив­ших три­ло­гию «Ок­руг Ко­лум­бия» («District of Columbia», 1952), а так­же в пуб­ли­ци­сти­ке: «На чём мы сто­им» («The ground we stand on», 1941), «Мы го­во­рим – сво­бо­да» («The theme is freedom», 1956) и др. Са­ти­рич. ро­ман «Как лег­че все­го пре­ус­петь» («Most li­ke­ly to succeed», 1954) о жиз­ни пред­ста­ви­те­лей бо­ге­мы из ле­вой сре­ды, па­но­рам­ный ро­ман «Се­ре­ди­на ве­ка» («Mid-centu­ry», 1961) ут­вер­жда­ют ве­ру в ин­ди­ви­дуа­лизм, сво­бод­ное пред­при­ни­ма­тель­ст­во. Д. П. – ав­тор ме­муа­ров «Луч­шие вре­ме­на» («The best times», 1966, рус. пер. 2000), а так­же пьес.

Соч.: The fourteenth chronicle: letters and diaries of J. Dos Passos. Boston, 1973; Собр. соч.: В 3 т. М., 2001.

Лит.: Carr V. S. Dos Passos: A life. Garden City, 1984; Dos Passos, the critical heritage. L.; N. Y., 1988; Nanney L. J. Dos Passos. N. Y., 1998.

Вернуться к началу