Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОРО́КИН ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 715

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Панов

СОРО́КИН Вла­ди­мир Ге­ор­гие­вич (р. 7.8.1955, пос. Бы­ко­во Моск. обл.), рус. пи­са­тель, сце­на­рист. Окон­чил Моск. ин-т неф­ти и га­за (1977). За­ни­мал­ся книж­ной гра­фи­кой и жи­во­пи­сью; при­ни­мал уча­стие в ху­дож. вы­став­ках; был бли­зок к куль­ту­ре ан­дер­гра­ун­да. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1972. В 1985 в ж. «А-Я» (Па­риж) опуб­ли­ко­ва­ны 6 рас­ска­зов С.; в том же го­ду в па­риж­ском из­да­тель­ст­ве вы­шел ро­ман «Оче­редь». С. – один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей отеч. по­стмо­дер­низ­ма, раз­ви­ваю­щий во мно­гом тра­ди­ции соц-ар­та: ро­ма­ны «Три­дца­тая лю­бовь Ма­ри­ны» (впер­вые в пер. на франц. яз. в 1987; на рус. яз. – в 1995), «Нор­ма», «Ро­ман», «Серд­ца че­ты­рёх» (все 1994), «Го­лу­бое са­ло» (1999), три­ло­гия – «Лёд» (2002), «Путь Бро» (2004), «23000» (2005), «День оп­рич­ни­ка» (2006), «Тел­лу­рия» (2013) и др. Для твор­че­ст­ва С., от­ме­чен­но­го стрем­ле­ни­ем по­ка­зать ли­те­ра­тур­ность са­мой ли­те­ра­ту­ры, ха­рак­тер­на иг­ра с раз­но­об­раз­ны­ми лит. приё­ма­ми, сти­ля­ми и жан­ра­ми. В цен­тре его про­из­ве­де­ний – от­но­ше­ния идео­ло­гич. дис­кур­са (сло­вес­ных форм вы­ра­же­ния вла­сти – по­ли­тич., ре­лиг., куль­тур­ной, со­ци­аль­ной, на­уч­ной) и соз­на­ния лич­но­сти. Вы­смеи­вая ин­тел­ли­гент­ские реф­лек­сы и ком­плек­сы кон. 1980-х – 1990-х гг., С. кри­ти­че­ски ос­мыс­ля­ет сня­тие этич. за­пре­тов, про­яв­ле­ния ча­ст­но­го и кол­лек­тив­но­го на­си­лия, ха­рак­тер­ные для но­во­го об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния в его ри­туа­лах по­кло­не­ния без­лич­но­му аб­со­лю­ту. Ав­тор рас­ска­зов, по­вес­тей (в т. ч. «Ме­тель», 2010), пьес «Зем­лян­ка» (1985), «Рус­ская ба­буш­ка» (1988), «До­ве­рие» (1989), «Юби­лей» (1993) и др.; ки­но­сце­на­ри­ев, в т. ч. к филь­мам «Мо­ск­ва» (2000, в со­ав­тор­ст­ве с А. Е. Зель­до­ви­чем), «Ко­пей­ка» (в со­ав­тор­ст­ве с И. В. Ды­хо­вич­ным, 2002); либ­рет­то опе­ры «Де­ти Ро­зен­та­ля» (ком­по­зи­тор Л. А. Де­сят­ни­ков, пост. в 2005). Про­из­ве­де­ния С. пе­ре­ве­де­ны на мн. ев­роп. язы­ки; в Рос­сии они не раз ста­но­ви­лись пред­ме­том бур­ных об­ществ. дис­кус­сий, вплоть до су­деб­ных раз­би­ра­тельств.

Соч.: Собр. соч.: В 3 т. М., 2002.

Лит.: Ма­ру­сен­ков М. П. Аб­сур­до­пе­дия рус­ской жиз­ни В. Со­ро­ки­на: за­умь, гро­теск и аб­сурд. СПб., 2012; Би­бер­ган Е. С. Ры­царь без стра­ха и уп­ре­ка: Ху­до­же­ст­вен­ное свое­об­ра­зие про­зы В. Со­ро­ки­на. СПб., 2014.

Вернуться к началу