АНДЕРГРА́УНД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНДЕРГРА́УНД, андеграунд (англ. underground – подполье), «подпольное искусство», направление в иск-ве 20 в., противопоставившее себя господствующим установкам, ограничениям и условностям коммерч. культуры; составная часть т. н. контркультуры. Возникло в США в кон. 1950-х гг.
Наибольшее развитие получило в киноискусстве преим. США кон. 1950-х – нач. 1970-х гг. в качестве альтернативного движения, отрицавшего коммерч., прежде всего голливудское, кинопроизводство и прокат. В поисках свободной формы А. разрабатывал новаторские выразит. возможности кино, разрушая традиц. повествоват. логику путём обнажения стилистич. приёмов; нередко прибегал к сознательному эпатажу. Тяготел к политич. ангажированности. Фильмы Дж. Смита, К. Энгера, С. Брекхейджа, Р. Райса и др. использовали провокационный материал, затрагивая табуированные темы антибуржуазного протеста, сексуальной свободы и анархии. Автор, являясь одновременно продюсером, сценаристом, режиссё- ром и прокатчиком, получал полный контроль над собств. произведением. Экзистенциальное отчуждение и отвержение ценностей истеблишмента отразились в фильмах режиссёров Ш. Кларк, Б. Бейли, М. Дерен, Й. Мекаса, фотографа Р. Фрэнка, художника А. Лесли. С ростом политич. радикализма во 2-й пол. 1960-х гг. в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско активизировалась сеть киногрупп «Ньюзрил», чьи коллективные, нарочито анонимные ленты, демонстрируемые на заводах и биржах труда, в публичных библиотеках, школах и колледжах, подрывали ценностную иерархию официозных телерепортажей. Фильмы нью-йоркской «Ньюзрил», а также Л. Хенни, С. Ливайна, П. Шиноффа обеспечивали обьективную кинорепрезентацию субкультурных групп: рабочего класса, молодёжи и студенчества, этнич. и сексуальных меньшинств. Перформансы с участием актёров Т. Мида или Смита, концептуальные фильмы группы «Флюксус» (Н. Дж. Пайк, Дж. Мачунас, Й. Оно, Дж. Брехт) стали важной частью радикальных практик прежде всего нью-йоркского А. Эротизация реальности как символ освобождения от репрессивного социума прослеживается в работах Энгера, Э. Уорхола, Дж. и М. Кучаров, К. Шниман, Б. Рубин. В кон. 1960-х гг. под влиянием амер. А. кинокооперативы, утверждавшие приоритет политич. ангажированности над поэтич. образностью, возникли в ФРГ (В. Шрёдер, Р. В. Фасбиндер, Р. фон Праунхайм – Мюнхен; К. Выборны, В. Некес, Д. О – Гамбург; X-Screen – Кёльн), Англии (Лондонский кооператив), Италии (Кооператив независимого кино), Нидерландах (группа «Прово»), Австрии (Material-Action) и др. На рубеже 1960–70-х гг. наметилось сближение между А. и коммерч. кино: Голливуд активно интегрировал содержат. и формальные находки А., в то время как худож. арсенал А. пополнился разл. приёмами «промышленно-развлекательного комплекса». Уорхол, Б. Коннер, К. Джейкобс, С. Вандербик, пародируя клише массовой культуры, одновременно сами использовали их выразит. возможности. Вынужденная бороться за свою аудиторию по законам индустриального кинематографа, система кинокооперативов в конце концов потерпела поражение, как и породившая её контркультура.
В музыке термин «А.» со 2-й пол. 1960-х гг. обозначал направления рок-музыки, оппозиционные офиц. иск-ву и противопоставляющие себя любым проявлениям поп-культуры. Применим ко всей рок-музыке в СССР до сер. 1980-х гг. (в связи с её негласным запретом). На положении А. в СССР находились электронная музыка (эксперим. студия Е. А. Мурзина и связанные с ней композиторы Э. Н. Артемьев, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке), электронный арт-рок (ансамбли «Бумеранг», «Форпост»). В среде А. сер. 1970-х гг. формировался муз. концептуализм: минимализм и т. н. новая простота. Он выходил на поверхность на альтернативных фестивалях совр. музыки (Таллин, Новосибирск, Ленинград, Рига, 1970–80-е гг.) и легализовался, в т. ч. в виде ежегодного фестиваля «Альтернатива» (Москва, с 1988). Его представители в 1970-х гг. – В. В. Сильвестров, А. Пярт, В. И. Мартынов, Г. Пелецис. Идеологически А. оппонировал сов. официозу, культурологически – всякому академизму. Его характеризуют радикальный поворот от структурной изощрённости авангардизма (т. н. авангард-II) к «простоте», отказ от субъективной авторской интонации, работа готовыми стилями, метафоризм, иносказательность, обращение к традициям Востока, новый синкретизм. К А. относят разл. экспериментальные, некоммерч. муз. направления, развивающиеся в клубной среде.
В советском изобразительном искусстве термин «А.» применялся к сообществам сер. 1950-х – кон. 1980-х гг., представлявшим неофициальное, не признанное властями иск-во. В их числе: «Лианозовская группа» (Е. Л. Кропивницкий, Л. Е. Кропивницкий, Л. А. Мастеркова, В. Н. Немухин, Н. Е. Вечтомов, О. Я. Рабин и др., с 1956 до сер. 1970-х гг.), студия Э. М. Белютина (с сер. 1950-х до сер. 1970-х гг.), группы «Сретенский бульвар» (И. И. Кабаков, Ю. А. Соболев, Э. И. Неизвестный, Ю. Соостер, с 1960 до сер. 1970-х гг.), «Движение» (Л. В. Нусберг, Ф. Инфантэ-Арана и др., с 1962), «Арго» (Инфантэ-Арана, Л. Ю. Горюнова и др., 1970), «Коллективные действия» (А. В. Монастырский, Н. С. Панитков, Г. Д. Кизевальтер, И. Г. Макаревич, Н. Ф. Алексеев, С. А. Ромашко и др., с 1975), «Гнездо» (М. Г. Фёдоров-Рошаль, Г. П. Донской, В. А. Скерсис, 1975), «Мухоморы» (С. Гундлах, К. В. Звездочётов, В. И. и С. И. Мироненко и др., с 1978), «Клуб авангардистов» и «Чемпионы мира» (2-я пол. 1980-х гг.) и др. В русле А. развивалось творчество В. А. Сидура, А. Т. Зверева, Э. В. Булатова, И. С. Чуйкова, В. А. Комара и А. Д. Меламида и др. представителей авангардизма, движения соц-арт и др. оппозиционных направлений.