КАБАКО́В ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАБАКО́В Илья Иосифович (р. 30.9.1933, Днепропетровск), рос. график, живописец, автор инсталляций. Ведущий представитель рус. постмодернизма, глава моск. концептуальной школы 1970–1980-х гг. Окончил графич. ф-т МХИ (1957), в 1950–70-е гг. иллюстрировал преим. детские книги. С 1989 живёт и работает в Зап. Европе и США. Ранние станковые рисунки и картины К. изображают на пустом фоне банальные предметы, между которыми при помощи фраз или линий установлены абсурдные причинно-следственные связи. Композиц. закономерности (центр–периферия и др.) осмыслены как выражение культурных иерархий; иск-во трактовано как способ оформления логич. структур. Центр. работа К. 1970-х гг. – серия альбомов «10 персонажей» (1970–74, частично – Нац. музей совр. иск-ва, Париж), в каждом из которых прокомментирована история «чудака», завершающаяся его растворением в белом фоне. К. берёт за основу «бюрократическую» эстетику, осмысляя её как образ трагикомич. отсутствия реальности и тем самым прочитывая опыт авангарда через традицию рус. лит-ры 19 в. (прежде всего Н. В. Гоголя). Эта линия была продолжена в текстовых картинах-стендах кон. 1970–80-х гг. («ЖЭКовская серия»), иногда с использованием реальных предметов («Кухонная серия»); затем та же проблематика предстала в пространстве (инсталляция «16 верёвок», 1986). В 1990-е гг. К. пришёл к практике «тотальной инсталляции» – театрализов. целостного пространства, развёрнутого во времени зрительского восприятия: «Красный вагон» (1991) – пластич. метафора сценария коммунистич. утопии, развивающегося от патетич. начала до катастрофич. падения энергии строительства (использован типичный для К. мотив мусора); «Большой архив» (1993) – тематизация «кафкианского» универсума; «Случай в музее» (1992), «Красный павильон» (1993) и др., воплощающие прежде всего категорию времени и сопряжённый с ней эффект неожиданности. В ряде инсталляций используются голоса и звуки.