Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАБАКО́В ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ

Авторы: Е. Д. Дёготь
И. И. Кабаков. «Упавшая люстра». Инсталляция. 2000-е гг. Цюрих.

КАБАКО́В Илья Ио­си­фо­вич (р. 30.9.1933, Днеп­ро­пет­ровск), рос. гра­фик, жи­во­пи­сец, ав­тор ин­стал­ля­ций. Ве­ду­щий пред­ста­ви­тель рус. по­стмо­дер­низ­ма, гла­ва моск. кон­цеп­ту­аль­ной шко­лы 1970–1980-х гг. Окон­чил гра­фич. ф-т МХИ (1957), в 1950–70-е гг. ил­лю­ст­ри­ро­вал пре­им. дет­ские кни­ги. С 1989 жи­вёт и ра­бо­та­ет в Зап. Ев­ро­пе и США. Ран­ние стан­ко­вые ри­сун­ки и кар­ти­ны К. изо­бра­жа­ют на пус­том фо­не ба­наль­ные пред­ме­ты, ме­ж­ду ко­то­ры­ми при по­мо­щи фраз или ли­ний ус­та­нов­ле­ны аб­сурд­ные при­чин­но-след­ст­вен­ные свя­зи. Ком­по­зиц. за­ко­но­мер­но­сти (центр–пе­ри­фе­рия и др.) ос­мыс­ле­ны как вы­ра­же­ние куль­тур­ных ие­рар­хий; иск-во трак­то­ва­но как спо­соб оформ­ле­ния ло­гич. струк­тур. Центр. ра­бо­та К. 1970-х гг. – се­рия аль­бо­мов «10 пер­со­на­жей» (1970–74, час­тич­но – Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж), в ка­ж­дом из ко­то­рых про­ком­мен­ти­ро­ва­на ис­то­рия «чу­да­ка», за­вер­шаю­щая­ся его рас­тво­ре­ни­ем в бе­лом фо­не. К. бе­рёт за ос­но­ву «бю­ро­кра­ти­че­скую» эс­те­ти­ку, ос­мыс­ляя её как об­раз тра­ги­ко­мич. от­сут­ст­вия ре­аль­но­сти и тем са­мым про­чи­ты­вая опыт аван­гар­да че­рез тра­ди­цию рус. лит-ры 19 в. (пре­ж­де все­го Н. В. Го­го­ля). Эта ли­ния бы­ла про­дол­же­на в тек­сто­вых кар­ти­нах-стен­дах кон. 1970–80-х гг. («ЖЭ­Ковская се­рия»), ино­гда с ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­аль­ных пред­ме­тов («Ку­хон­ная се­рия»); за­тем та же про­бле­ма­ти­ка пред­ста­ла в про­стран­ст­ве (ин­стал­ля­ция «16 ве­рё­вок», 1986). В 1990-е гг. К. при­шёл к прак­ти­ке «то­таль­ной ин­стал­ля­ции» – те­ат­ра­ли­зов. це­ло­ст­но­го про­стран­ст­ва, раз­вёр­ну­то­го во вре­ме­ни зри­тель­ско­го вос­при­ятия: «Крас­ный ва­гон» (1991) – пла­стич. ме­та­фо­ра сце­на­рия ком­му­ни­стич. уто­пии, раз­ви­ваю­ще­го­ся от па­те­тич. на­ча­ла до ка­та­ст­ро­фич. па­де­ния энер­гии строи­тель­ст­ва (ис­поль­зо­ван ти­пич­ный для К. мо­тив му­со­ра); «Боль­шой ар­хив» (1993) – те­ма­ти­за­ция «каф­ки­ан­ско­го» уни­вер­су­ма; «Слу­чай в му­зее» (1992), «Крас­ный па­виль­он» (1993) и др., во­пло­щаю­щие пре­ж­де все­го ка­те­го­рию вре­ме­ни и со­пря­жён­ный с ней эф­фект не­ожи­дан­но­сти. В ря­де ин­стал­ля­ций ис­поль­зу­ют­ся го­ло­са и зву­ки.

Лит.: I. Kabakov: 10 albums, 10 characters. L., 1989; Wallach A. I. Kabakov: the man who never threw anything away. N. Y., 1996.

Вернуться к началу