КО́РИН ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́РИН Павел Дмитриевич [25.6(7.7).1892, c. Палех Владимирской губ. – 22.11.1967, Москва], рос. живописец, нар. худ. СССР (1962), д. чл. АХ СССР (1958). Сын потомственного иконописца Дмитрия Николаевича Корина (?–1897). Учился в иконописной школе в Палехе (1903–07) у Е. И. Стягова, затем работал в иконописной палате при Донском мон. в Москве (1908–11). В 1911 помогал М. В. Нестерову в работе над росписью ц. Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители; Нестеров оказал влияние на всё последующее творчество К. Учился в МУЖВЗ (1912–16) у К. А. Коровина, С. В. Малютина, Л. О. Пастернака. Путешествовал по России (в 1916 изучал др.-рус. фрески в Ростове и Ярославле; в 1923 посетил Вологду, Старую Ладогу, Ферапонтов мон., Великий Новгород; в 1931 – о. Валаам). В 1931 познакомился с М. Горьким и при его поддержке в 1931–32 совершил поездку [вместе с братом, живописцем и реставратором Александром Дмитриевичем Кориным (1895–1986)] в Германию, Италию и Францию; в 1935 побывал во Франции и Великобритании. Руководил реставрац. мастерской ГМИИ (1932–59), где реставрировал картины Дрезденской КГ (1945–55); в 1960–64 был худож. руководителем Гос. центр. худож. реставрационной мастерской (ныне Всерос. худож. научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря в Москве).
Произведениям К. присущи строгость и точность рисунка, монументальная цельность формы, напряжённость и насыщенность цвета (художник отдавал предпочтение сумрачной гамме холодных тонов). Программной работой К. стала картина «Реквием» (по предложению М. Горького художник изменил её назв. на «Русь уходящая»; не окончена), задуманная под впечатлением похорон патриарха Тихона (1925). С 1926 К. работал над эскизами к ней и многочисл. портретными этюдами («Митрополит Трифон», 1929; «Схимница», 1930; «Отец и сын», 1931; «Игуменья», 1935, и др.; все – в Доме-музее К. в Москве). Во время Вел. Отеч. войны К. создал своё наиболее известное произведение в историч. жанре – триптих «Александр Невский» (1942–43, ГТГ).
Волевая собранность, высокое духовное напряжение образов, мощная пластич. лепка формы характерны для портретов, исполненных К., – М. Горького (1932), Л. М. Леонидова, М. В. Нестерова (оба 1939), В. И. Качалова (1940), К. Н. Игумнова (1941–43), маршала Г. К. Жукова (1945), С. Т. Конёнкова (1947), М. С. Сарьяна, Р. Н. Симонова (оба 1956), Кукрыниксов (1958, все – в ГТГ), Р. Гуттузо (1961, ГРМ). Работал в области монументального иск-ва (мозаичные плафоны на историч. темы для станции Моск. метрополитена «Комсомольская-кольцевая»; эскизы витражей для станции «Новослободская», все 1951; и др.).
Ленинская пр. (1963), Гос. пр. СССР (1952). Золотая медаль Всемирной выставки 1958 в Брюсселе. Награждён орденом Ленина (1967). В 1971 в Москве открыт Дом-музей К. (филиал ГТГ), где, наряду с произведениями художника, размещена его коллекция др.-рус. иконописи.