Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́РИН ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ

КО́РИН Па­вел Дмит­рие­вич [25.6(7.7).1892, c. Па­лех Вла­ди­мир­ской губ. – 22.11.1967, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец, нар. худ. СССР (1962), д. чл. АХ СССР (1958). Сын по­том­ст­вен­но­го ико­но­пис­ца Дмит­рия Ни­ко­лае­ви­ча Ко­ри­на (?–1897). Учил­ся в ико­но­пис­ной шко­ле в Па­ле­хе (1903–07) у Е. И. Стя­го­ва, за­тем ра­бо­тал в ико­но­пис­ной па­ла­те при Дон­ском мон. в Мо­ск­ве (1908–11). В 1911 по­мо­гал М. В. Не­сте­ро­ву в ра­бо­те над рос­пи­сью ц. По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли; Не­сте­ров ока­зал влия­ние на всё по­сле­дую­щее твор­че­ст­во К. Учил­ся в МУЖВЗ (1912–16) у К. А. Ко­ро­ви­на, С. В. Ма­лю­ти­на, Л. О. Пас­тер­на­ка. Пу­те­ше­ст­во­вал по Рос­сии (в 1916 изу­чал др.-рус. фре­ски в Рос­то­ве и Яро­слав­ле; в 1923 по­се­тил Во­ло­гду, Ста­рую Ла­до­гу, Фе­ра­пон­тов мон., Великий Нов­го­род; в 1931 – о. Ва­ла­ам). В 1931 по­зна­ко­мил­ся с М. Горь­ким и при его под­держ­ке в 1931–32 со­вер­шил по­езд­ку [вме­сте с бра­том, жи­во­пис­цем и рес­тав­ра­то­ром Алек­сан­дром Дмит­рие­ви­чем Ко­ри­ным (1895–1986)] в Гер­ма­нию, Ита­лию и Фран­цию; в 1935 по­бы­вал во Фран­ции и Ве­ли­ко­бри­та­нии. Ру­ко­во­дил рес­тав­рац. мас­тер­ской ГМИИ (1932–59), где рес­тав­ри­ро­вал кар­ти­ны Дрез­ден­ской КГ (1945–55); в 1960–64 был ху­дож. ру­ково­ди­те­лем Гос. центр. ху­дож. рес­тав­ра­ци­он­ной мас­тер­ской (ны­не Все­рос. ху­дож. на­уч­но-рес­тав­ра­ци­он­ный центр им. И. Э. Гра­ба­ря в Мо­ск­ве).

П. Д. Корин. Портрет художника М. В. Нестерова. 1939. Третьяковская галерея (Москва).

Про­из­ве­де­ни­ям К. при­су­щи стро­гость и точ­ность ри­сун­ка, мо­ну­мен­таль­ная цель­ность фор­мы, на­пря­жён­ность и на­сы­щен­ность цве­та (ху­дож­ник от­да­вал пред­поч­те­ние су­мрач­ной гам­ме хо­лод­ных то­нов). Про­грамм­ной ра­бо­той К. ста­ла кар­ти­на «Ре­к­ви­ем» (по пред­ло­же­нию М. Горь­ко­го ху­дож­ник из­ме­нил её назв. на «Русь ухо­дя­щая»; не окон­че­на), за­ду­ман­ная под впе­чат­ле­ни­ем по­хо­рон пат­ри­ар­ха Ти­хо­на (1925). С 1926 К. ра­бо­тал над эс­ки­за­ми к ней и мно­го­числ. порт­рет­ны­ми этю­да­ми («Ми­тро­по­лит Три­фон», 1929; «Схим­ни­ца», 1930; «Отец и сын», 1931; «Игу­ме­нья», 1935, и др.; все – в До­ме-му­зее К. в Мо­ск­ве). Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны К. соз­дал своё наи­бо­лее из­вест­ное про­из­ве­де­ние в ис­то­рич. жан­ре – трип­тих «Алек­сандр Нев­ский» (1942–43, ГТГ).

Во­ле­вая со­б­ран­ность, вы­со­кое ду­хов­ное на­пря­же­ние об­ра­зов, мощ­ная пла­стич. леп­ка фор­мы ха­рак­тер­ны для порт­ре­тов, ис­пол­нен­ных К., – М. Горь­ко­го (1932), Л. М. Ле­о­ни­до­ва, М. В. Не­сте­ро­ва (оба 1939), В. И. Ка­ча­ло­ва (1940), К. Н. Игум­но­ва (1941–43), мар­ша­ла Г. К. Жу­ко­ва (1945), С. Т. Ко­нён­ко­ва (1947), М. С. Сарь­я­на, Р. Н. Си­мо­но­ва (оба 1956), Ку­кры­ник­сов (1958, все – в ГТГ), Р. Гут­ту­зо (1961, ГРМ). Ра­бо­тал в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­но­го иск-ва (мо­за­ич­ные пла­фо­ны на ис­то­рич. те­мы для стан­ции Моск. мет­ро­по­ли­те­на «Ком­со­моль­ская-коль­це­вая»; эс­ки­зы вит­ра­жей для стан­ции «Но­во­сло­бод­ская», все 1951; и др.).

Ле­нин­ская пр. (1963), Гос. пр. СССР (1952). Зо­ло­тая ме­даль Все­мир­ной вы­ста­в­ки 1958 в Брюс­се­ле. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1967). В 1971 в Мо­скве от­крыт Дом-му­зей К. (фи­ли­ал ГТГ), где, на­ря­ду с про­из­ве­де­ния­ми ху­дож­ни­ка, раз­ме­ще­на его кол­лек­ция др.-рус. ико­но­пи­си.

Соч.: Пись­ма из Ита­лии. М., 1981; Об ис­кус­ст­ве. Ста­тьи. Пись­ма. Вос­по­ми­на­ния о ху­дож­ни­ке. М., 1988.

Лит.: Зо­тов АИ. П. Д. Ко­рин. М., 1961; Ми­хай­лов А. И. П. Ко­рин. М., 1965; Ми­хай­лов Н. А. П. Ко­рин. М., 1982; Раз­го­нов С. Вы­со­та. Жизнь и де­ла П. Ко­ри­на. М., 1982.

Вернуться к началу