Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕЛИ́ЩЕВ ПАВЕЛ ФЁДОРОВИЧ

П.Ф. Челищев. «Игра в прятки». 1940–42. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

ЧЕЛИ́ЩЕВ Па­вел Фё­до­ро­вич [21.9(3.10).1898, име­ние Дуб­ров­ка Жиз­дрин­ско­го у. Ка­луж­ской губ., ны­не деревня Ду­ми­нич­ско­го р-на Ка­луж­ской обл. – 31.7.1957, Грот­та­фер­ра­та, Ита­лия], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик. Обу­чал­ся у ча­ст­ных пе­да­го­гов, за­тем в ки­ев­ской АХ (1918–1919). Брал уро­ки у А. А. Экс­тер. В 1921 эмиг­ри­ро­вал в Ев­ро­пу, жил в Бер­ли­не (1921–23), Па­ри­же (1923–34), за­тем в США (1934–52) и Ита­лии (1952–1957). Ран­ние про­из­ве­де­ния вы­пол­не­ны в ду­хе ку­бо­фу­ту­риз­ма. По­сле эмиг­ра­ции об­ра­тил­ся к бо­лее реа­ли­стич. ма­не­ре изо­бра­же­ния пред­ме­тов, трак­туе­мых им как сим­во­лы кос­мич. по­ряд­ка. Ин­те­ре­су­ясь ок­куль­тиз­мом, вы­ра­бо­тал свой ори­ги­наль­ный стиль, т. н. мис­ти­че­ский сюр­реа­лизм («Фе­но­мен», 1936–38, ГТГ), в ко­то­ром ска­за­лось влия­ние иск-ва рос. сим­во­лиз­ма. В позд­них про­из­ве­де­ни­ях Ч. уси­ли­лось зна­че­ние аб­ст­ракт­но­го на­ча­ла. Про­сла­вил­ся как сце­но­граф, ис­поль­зо­вал но­ва­тор­ские ху­дож. приё­мы: при­ме­нял но­вые ма­те­риа­лы и экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с ос­ве­ще­ни­ем. Со­труд­ни­чал с С. П. Дя­ги­ле­вым, Дж. Ба­лан­чи­ным, Л. Ф. Мя­си­ным. Сре­ди офор­м­лен­ных им по­ста­но­вок: ба­ле­ты «Ода» (1928, те­атр Са­ры Бер­нар), «Стран­ница» (1933, те­атр Ели­сей­ских По­лей; оба – Па­риж), «Дос­то­слав­ней­шее ви­де­ние» (1938, Ко­ро­лев­ский те­атр «Дру­ри-Лейн», Лон­дон), «Ун­ди­на» (1939, те­атр «Ате­ней», Па­риж) и др.

Лит.: Tyler P. The divine comedy of P. Tche­litchew: A biography. L., 1969; P. Tche­litchew: A collection of theatre designs c. 1919–1923. L., 1976; Kirstein L. Tche­litchev. Santa Fe, 1994; П. Че­ли­щев. СПб., 2011.

Вернуться к началу