НИКРИ́ТИН СОЛОМОН БОРИСОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКРИ́ТИН Соломон Борисович [21.11 (3.12).1898, Чернигов – 3.12.1965, Москва], укр. и рос. живописец, график, теоретик иск-ва. Учился в Киевском худож. уч-ще и в студии А. А. Мурашко (1909–14), у Л. О. Пастернака в Москве и А. Е. Яковлева в Петрограде (1915–1917), в школе А. А. Экстер в Киеве (1917), во Вхутемасе в Москве (1920–1922) у В. В. Кандинского (до его отъезда в 1921). В 1917–20 художник-оформитель в Киеве (в т. ч. праздничное оформление Крещатика, 1919, совм. с другими). Участвовал в Гражд. войне 1917–22 в рядах Красной Армии (1920). Чл. Лиги евр. культуры (Култур-Лиге; с 1919), моск. группы художников «Метод» («Проекционисты», 1922–25), тяготевшей к конструктивизму. Будучи руководителем и идеологом группы, Н. утверждал, что художник – изобретатель новых систем, создатель проекций вещей, т. е. концепций и методов, на основании которых затем следует делать предметы массового потребления («нормализованные вещи быта»). Свои работы (в т. ч. беспредметные и пространственные композиции, серии чертежей, фотографии) Н. показывал на выставках «Электроорганизмы» (1922) и «1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» (1924). С 1923 по приглашению А. К. Гастева был сотрудником Центр. ин-та труда при ВЦСПС. Вместе с С. А. Лучишкиным и П. В. Вильямсом был инициатором создания «Проекционного театра», где проходили опыты по созданию абстрактного спектакля (1923–1929). Творчество Н. 1920-х гг. позволяет считать его одним из предшественников концептуального искусства. Один из идеологов и основателей моск. об-ва художников «Изобригада» (1931–32). Пред. научно-худож. совета Живописной культуры музея (1922), гл. художник Политехнического музея (в нач. 1930-х гг.) и художник ВСХВ (1936–1941; все – в Москве). Автор теоретич. статей и докладов о проблемах цвета и композиции.
Несмотря на увлечённость идеями революц. преобразований в России, Н., возможно, интуитивно осознавал трагедийный характер происходящего в стране. Об этом свидетельствуют экспрессивные по живописи и по использованию драматич. гротеска работы Н. «Прощание с мёртвыми» (1926, ГТГ), «Кричащая женщина» (1928, Музей совр. иск-ва, Салоники), «Композиция» (1930, ГРМ). В 1930-е гг. Н. отходит в своих картинах от жёсткой графичности ранних работ, больше внимания уделяет колористич. разработке полотен, сохраняя, однако, композиц. остроту и экспрессивность («Пролёт 17, станок № 52», 1930, не сохр.; настенное панно «Старое и новое», 1935, Каракалпакский музей искусств, Нукус). К 1934 относится картина «Суд народа» (ГТГ), символизирующая страшную действительность сталинского времени. Также создавал графич. серии («Война», 1922–24, «Революция», 1925–1928, «Улица», 1935–36, и др.), оформлял спектакли. С 1940-х гг. иск-во Н. приобрело более традиц. характер (Автопортрет, карандаш, 1947, ГТГ). Преподавал в студии живописи в Киеве (1917–1920), Рязанском худож.-педагогич. техникуме (1929–30), на Краснопресненских худож. курсах в Москве (1920–30). Сестра Н. – актриса БДТ Анна Борисовна Никритина (1900–82).