Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКРИ́ТИН СОЛОМОН БОРИСОВИЧ

Авторы: М. Ф. Киселёв
С. Б. Никритин. «Суд народа». 1934. Третьяковская галерея (Москва).

НИКРИ́ТИН Со­ло­мон Бо­ри­со­вич [21.11 (3.12).1898, Чер­ни­гов – 3.12.1965, Мо­ск­ва], укр. и рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, тео­ре­тик иск-ва. Учил­ся в Ки­ев­ском ху­дож. уч-ще и в сту­дии А. А. Му­раш­ко (1909–14), у Л. О. Пас­тер­на­ка в Мо­ск­ве и А. Е. Яков­ле­ва в Пет­ро­гра­де (1915–1917), в шко­ле А. А. Экс­тер в Кие­ве (1917), во Вху­те­ма­се в Мо­ск­ве (1920–1922) у В. В. Кан­дин­ско­го (до его отъ­ез­да в 1921). В 1917–20 ху­дож­ник-офор­ми­тель в Кие­ве (в т. ч. празд­нич­ное оформ­ле­ние Кре­ща­ти­ка, 1919, совм. с дру­ги­ми). Уча­ст­во­вал в Гражд. вой­не 1917–22 в ря­дах Крас­ной Ар­мии (1920). Чл. Ли­ги евр. куль­ту­ры (Кул­тур-Ли­ге; с 1919), моск. груп­пы ху­дож­ни­ков «Ме­тод» («Про­ек­цио­ни­сты», 1922–25), тя­го­тев­шей к кон­ст­рук­ти­виз­му. Бу­ду­чи ру­ко­во­ди­те­лем и идео­ло­гом груп­пы, Н. ут­вер­ждал, что ху­дож­ник – изо­бре­та­тель но­вых сис­тем, соз­да­тель про­ек­ций ве­щей, т. е. кон­цеп­ций и ме­то­дов, на ос­но­ва­нии ко­то­рых за­тем сле­ду­ет де­лать пред­ме­ты мас­со­во­го по­треб­ле­ния («нор­ма­ли­зо­ван­ные ве­щи бы­та»). Свои ра­бо­ты (в т. ч. бес­пред­мет­ные и про­стран­ст­вен­ные ком­по­зи­ции, се­рии чер­те­жей, фо­то­гра­фии) Н. по­ка­зы­вал на вы­став­ках «Элек­тро­ор­га­низ­мы» (1922) и «1-й дис­кус­си­он­ной вы­став­ке объ­е­ди­не­ний ак­тив­но­го ре­во­лю­ци­он­но­го ис­кус­ст­ва» (1924). С 1923 по при­гла­ше­нию А. К. Га­сте­ва был со­труд­ни­ком Центр. ин-та тру­да при ВЦСПС. Вме­сте с С. А. Лу­чиш­ки­ным и П. В. Виль­ям­сом был ини­циа­то­ром соз­да­ния «Про­ек­ци­он­но­го те­ат­ра», где про­хо­ди­ли опы­ты по со­зда­нию абст­ракт­но­го спек­так­ля (1923–1929). Твор­че­ст­во Н. 1920-х гг. по­зво­ля­ет счи­тать его од­ним из пред­шест­вен­ни­ков кон­цеп­ту­аль­но­го ис­кус­ст­ва. Один из идео­ло­гов и ос­но­ва­те­лей моск. об-ва ху­дож­ни­ков «Изо­бри­га­да» (1931–32). Пред. на­уч­но-ху­дож. со­ве­та Жи­во­пис­ной куль­ту­ры му­зея (1922), гл. ху­дож­ник По­ли­тех­ни­че­ско­го му­зея (в нач. 1930-х гг.) и ху­дож­ник ВСХВ (1936–1941; все – в Мо­ск­ве). Ав­тор тео­ре­тич. ста­тей и док­ла­дов о про­бле­мах цве­та и ком­по­зи­ции.

Не­смот­ря на ув­ле­чён­ность идея­ми ре­во­люц. пре­об­ра­зо­ва­ний в Рос­сии, Н., воз­мож­но, ин­туи­тив­но осоз­на­вал тра­ге­дий­ный ха­рак­тер про­ис­хо­дя­ще­го в стра­не. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ют экс­прес­сив­ные по жи­во­пи­си и по ис­поль­зо­ва­нию дра­ма­тич. гро­те­ска ра­бо­ты Н. «Про­ща­ние с мёрт­вы­ми» (1926, ГТГ), «Кри­ча­щая жен­щи­на» (1928, Му­зей совр. иск-ва, Са­ло­ни­ки), «Ком­по­зи­ция» (1930, ГРМ). В 1930-е гг. Н. от­хо­дит в сво­их кар­ти­нах от жё­ст­кой гра­фич­но­сти ран­них ра­бот, боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ет ко­ло­ри­стич. раз­ра­бот­ке по­ло­тен, со­хра­няя, од­на­ко, ком­по­зиц. ост­ро­ту и экс­прес­сивность («Про­лёт 17, ста­нок № 52», 1930, не сохр.; на­стен­ное пан­но «Ста­рое и но­вое», 1935, Ка­ра­кал­пак­ский му­зей ис­кусств, Ну­кус). К 1934 от­но­сит­ся кар­ти­на «Суд на­ро­да» (ГТГ), сим­во­ли­зи­рую­щая страш­ную дей­ст­ви­тель­ность ста­лин­ско­го вре­ме­ни. Так­же соз­да­вал гра­фич. се­рии («Вой­на», 1922–24, «Ре­во­лю­ция», 1925–1928, «Ули­ца», 1935–36, и др.), оформ­лял спек­так­ли. С 1940-х гг. иск-во Н. при­об­ре­ло бо­лее тра­диц. ха­рак­тер (Ав­то­порт­рет, ка­ран­даш, 1947, ГТГ). Пре­по­да­вал в сту­дии жи­во­пи­си в Кие­ве (1917–1920), Ря­зан­ском ху­дож.-пе­да­го­гич. тех­ни­ку­ме (1929–30), на Крас­но­пре­снен­ских ху­дож. кур­сах в Мо­ск­ве (1920–30). Се­ст­ра Н. – ак­три­са БДТ Ан­на Бо­ри­сов­на Ник­ри­ти­на (1900–82).

Лит.: С. Б. Ник­ри­тин. [Кат. вы­став­ки]. М., 1969; Кос­тин В. ОСТ (Об­ще­ст­во стан­ко­вис­тов). Л., 1976; он же. По­ис­ки и экс­пе­ри­мен­ты С. Ник­ри­ти­на // Ко­стин В. Сре­ди ху­дож­ни­ков. М., 1982; Адас­ки­на Н. Па­ра­док­сы со­вет­ско­го ис­кус­ст­ва: «Опыт ми­ро­ло­гии» ху­дож­ни­ка Ник­рит­ин­а // Ис­кус­ст­во­зна­ние. М., 2003. Вып. 2; Ша­ры све­та – стан­ции тьмы. Ис­кус­ст­во С. Ник­ри­ти­на. (Кат. вы­став­ки). Са­ло­ни­ки, 2004.

Вернуться к началу