Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́НХОЛЬЦ ЭДВАРД

Авторы: В. А. Крючкова
Э. Кинхольц. «Переносной военный мемориал». 1968. Музей Людвига (Кёльн).

КИ́НХОЛЬЦ (Kienholz) Эд­вард (23.10.1927, Фэр­филд, штат Ва­шинг­тон – 10.6.1994, Хоп, штат Ай­да­хо), амер. скульп­тор. Проф. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. На­чи­нал творч. дея­тель­ность в Лос-Анд­же­ле­се, где от­крыл аван­гард­ные га­ле­реи «Now» (1956) и «Ferus» (1957). С 1954 соз­да­вал рас­кра­шен­ные де­рев. рель­е­фы, вы­пол­нен­ные в бру­таль­ной ма­не­ре. К нач. 1960-х гг. пе­ре­шёл к про­стран­ствен­ным ком­по­зи­ци­ям с че­ло­ве­че­ски­ми фи­гу­ра­ми в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну и раз­но­об­раз­ны­ми объ­ек­та­ми, став од­ним из ве­ду­щих мас­те­ров эн­вай­рон­мен­та (на­ря­ду с К. Ол­ден­бур­гом). Ра­бо­ты К. (ху­дож­ник на­зы­вал их «кар­ти­на­ми»), в ко­то­рых мо­ти­вы смер­ти, раз­ло­же­ния, кош­мар­ных ви­де­ний со­пря­же­ны с пред­мет­ным ми­ром, близ­ки ин­стал­ля­ци­ям сюр­реа­ли­стов 1930-х гг. Страш­ные при­зра­ки час­то мыс­лят­ся К. как во­пло­ще­ния со­ци­аль­но­го зла: ог­ром­ная ин­стал­ля­ция на те­му бор­де­ля «Ro­xy’s» (1961, ча­ст­ное со­б­ра­ние), «Го­су­дар­ст­вен­ный гос­пи­таль» (1966, Му­зей совр. иск-ва, Сток­гольм), вос­соз­даю­щий ат­мо­сфе­ру боль­ни­цы для ду­шев­но­боль­ных. С 1972 ра­бо­тал вме­сте со сво­ей же­ной Нэн­си Ред­дин-Кин­хольц (р. 1943), час­то по­се­щал Бер­лин. В Гер­ма­нии поя­ви­лись «кар­ти­ны», явив­шие­ся от­кли­ком на ужа­сы на­циз­ма («Ле­ст­ни­ца», 1976, Нац. га­ле­рея, Бер­лин), а так­же цикл ра­бот по мо­ти­вам тет­ра­ло­гии «Коль­цо ни­бе­лун­га» Р. Ваг­не­ра.

Лит.: E. Kienholz (Cat.). Los Ang., 1966; E. Kien­holz. 11+11 tableaux (Cat.). Stockh., 1970; E. Kienholz: tableaux, 1961–1979 (Cat.). Dublin, 1981; Kienholz 1980’s (Kat.). Düssel­dorf, 1989; E. Kienholz, N. Kienholz. The hoe­rengracht. N. Y., 2002.

Вернуться к началу