МАНСУ́РОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНСУ́РОВ Павел Андреевич [2(14).3.1896, С.-Петербург – 2.2.1983, Ницца], рос. живописец, дизайнер. Учился в Центр. уч-ще технич. рисования барона А. Л. Штиглица в С.-Петербурге (1909–1915) у В. В. Матэ; одновременно – в Рисовальной школе ОПХ (1912–15) у Н. П. Химоны и П. С. Наумова. В 1915–1917 служил в воен. авиации. Участвовал в деятельности артистич. кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде (1917); под влиянием К. С. Малевича, М. В. Матюшина увлёкся авангардистскими теориями и обратился к абстракционизму («Беспредметное», 1917–18, Худож. музей, г. Киров). В 1918 был ассистентом в мастерской В. Е. Татлина в Москве. К 1-й годовщине Окт. революции 1917 участвовал в праздничном оформлении Исаакиевской пл. в Петрограде. В 1923 – один из организаторов Института художественной культуры (Гинхук) в Петрограде, руководил эксперим. отделом. Участвовал во многих выставках в Петрограде (в т. ч. в 1-й Гос. свободной выставке произведений искусств, 1919; Выставке картин петроградских художников всех направлений, 1923) и за рубежом (1-я рус. худож. выставка в Берлине, 1922; Биеннале в Венеции, 1924, 1929, и др.). В ж. «Жизнь искусства» (1923) опубликовал ряд теоретич. работ [«Декларация», «От кубизма к беспредметности», «Через беспредметность (как экономия) – к утилитаризму (к порядку)»]. Преподавал в Казанском худож. уч-ще (1920–1921), Худож.-пром. техникуме в Ленинграде (1924–25).
В 1920-е гг. создавал композиции, близкие конструктивизму («Конструкция», 1920–21, ГТГ) и супрематизму. Подвергшийся нападкам со стороны «пролетарской» критики, М. в 1928 выехал в командировку ВОКС для устройства выставки своих работ в Риме (1929); в 1929 переехал в Париж, где при поддержке Р. Делоне и С. Делоне занимался декоративно-прикладным искусством, реставрацией; создавал рисунки тканей для домов моды (Пату, Шанель, Ланвен), модели костюмов и аксессуаров к ним. Участвовал во многих выставках (в т. ч. во Всемирной выставке 1937 в Париже). С 1957 вновь обратился к абстракционизму, к пластич. концепциям 1920-х гг.