Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНСУ́РОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ

Авторы: C. М. Грачёва
П. А. Мансуров. «Беспредметное». 1917–18. Художественный музей (г. Киров).

МАНСУ́РОВ Па­вел Ан­д­рее­вич [2(14).3.1896, С.-Пе­тер­бург – 2.2.1983, Ниц­ца], рос. жи­во­пи­сец, ди­зай­нер. Учил­ся в Центр. уч-ще тех­нич. ри­со­ва­ния ба­ро­на А. Л. Штиг­ли­ца в С.-Пе­тер­бур­ге (1909–1915) у В. В. Ма­тэ; од­но­вре­мен­но – в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (1912–15) у Н. П. Хи­мо­ны и П. С. Нау­мо­ва. В 1915–1917 слу­жил в во­ен. авиа­ции. Уча­ст­во­вал в дея­тель­но­сти ар­ти­стич. ка­ба­ре «При­вал ко­ме­ди­ан­тов» в Пет­ро­гра­де (1917); под влия­ни­ем К. С. Ма­ле­ви­ча, М. В. Ма­тю­ши­на ув­лёк­ся аван­гар­ди­ст­ски­ми тео­рия­ми и об­ра­тил­ся к аб­ст­рак­цио­низ­му («Бес­пред­мет­ное», 1917–18, Ху­дож. му­зей, г. Ки­ров). В 1918 был ас­си­стен­том в мас­тер­ской В. Е. Тат­ли­на в Мо­ск­ве. К 1-й го­дов­щи­не Окт. ре­во­лю­ции 1917 уча­ст­во­вал в празд­нич­ном оформ­ле­нии Исаа­ки­ев­ской пл. в Пет­ро­гра­де. В 1923 – один из ор­га­ни­за­то­ров Ин­сти­ту­та ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Гин­хук) в Пет­ро­гра­де, ру­ко­во­дил экс­пе­рим. от­де­лом. Уча­ст­во­вал во мно­гих вы­став­ках в Пет­ро­гра­де (в т. ч. в 1-й Гос. сво­бод­ной вы­став­ке про­из­ве­де­ний ис­кусств, 1919; Вы­став­ке кар­тин пет­ро­град­ских ху­дож­ни­ков всех на­прав­ле­ний, 1923) и за ру­бе­жом (1-я рус. ху­дож. вы­став­ка в Бер­ли­не, 1922; Би­ен­на­ле в Ве­не­ции, 1924, 1929, и др.). В ж. «Жизнь ис­кус­ст­ва» (1923) опуб­ли­ко­вал ряд тео­ре­тич. ра­бот [«Дек­ла­ра­ция», «От ку­биз­ма к бес­пред­мет­но­сти», «Че­рез бес­пред­мет­ность (как эко­но­мия) – к ути­ли­та­риз­му (к по­ряд­ку)»]. Пре­по­да­вал в Ка­зан­ском ху­дож. уч-ще (1920–1921), Ху­дож.-пром. тех­ни­ку­ме в Ле­нин­гра­де (1924–25).

В 1920-е гг. соз­да­вал ком­по­зи­ции, близ­кие кон­ст­рук­ти­виз­му («Кон­ст­рук­ция», 1920–21, ГТГ) и су­пре­ма­тиз­му. Под­верг­ший­ся на­пад­кам со сто­ро­ны «про­ле­тар­ской» кри­ти­ки, М. в 1928 вы­ехал в ко­ман­ди­ров­ку ВОКС для уст­рой­ст­ва вы­став­ки сво­их ра­бот в Ри­ме (1929); в 1929 пе­ре­ехал в Па­риж, где при под­держ­ке Р. Де­ло­не и С. Де­ло­не за­ни­мал­ся де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным ис­кусством, рес­тав­ра­ци­ей; соз­да­вал ри­сун­ки тка­ней для до­мов мо­ды (Па­ту, Ша­нель, Лан­вен), мо­де­ли кос­тю­мов и ак­сес­суа­ров к ним. Уча­ст­во­вал во мно­гих вы­став­ках (в т. ч. во Все­мир­ной вы­став­ке 1937 в Па­ри­же). С 1957 вновь об­ра­тил­ся к аб­ст­рак­цио­низ­му, к пла­стич. кон­цеп­ци­ям 1920-х гг.

Соч.: Я есть со­еди­няю­щее зве­но / Публ. и ком­мент. Е. Ков­ту­на // Ис­кус­ст­во Ле­нин­гра­да. 1991. № 6.

Лит.: P. Mansouroff. (Cat.). P., 1973; П. Ман­су­ров. Пет­ро­град­ский аван­гард. СПб., 1995; П. Ман­су­ров. (Кат. вы­став­ки). СПб., 1997; Mansouroff ou La mémoire de l’avant­gar­de russe à Petrograd. Royan, 2006.

Вернуться к началу