Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́МАР И МЕЛАМИ́Д

Авторы: С. М. Грачёва

КО́МАР И МЕЛАМИ́Д (Komar and Me­la­mid, K& M), рос. и амер. ху­дож­ни­ки-аван­гар­ди­сты.

В. А. Комар и А. Д. Меламид. «Происхождение социалистического реализма». 1982–83. Частное собрание (Нью-Йорк).

Ко­мар Ви­та­лий Ана­толь­е­вич (р. 11.9.1943, Мо­ск­ва) и Ме­ла­мид Алек­сандр Да­ни­ло­вич (р. 14.7.1945, Мо­ск­ва) одно­временно обу­ча­лись в МВХПУ (1962–67), в 1965 соз­да­ли пер­вую со­вме­ст­ную ра­бо­ту. Мас­те­ра моск. ан­дер­гра­ун­да, К. и М. в 1972 ос­но­ва­ли по­стмо­дер­ни­ст­ское на­прав­ле­ние соц-арт, со­еди­нив­шее прин­ци­пы да­да­из­ма, кон­цеп­туа­лиз­ма, амер. поп-ар­та с па­ро­ди­ей на со­циа­ли­сти­че­ский реа­лизм. Ран­ние про­из­ве­де­ния: эн­вай­рон­мент «Рай» (1973), «Двой­ной ав­то­порт­рет» (в ма­не­ре сов. пан­но «Ле­нин и Ста­лин», 1973; унич­то­жен на т. н. Буль­до­зер­ной вы­став­ке в Мо­ск­ве в 1974), ак­ция «Жи­во­пис­ный спек­такль» (1974), пер­фор­манс «Пас­порт» (1976). В 1977 К. и М. эмиг­ри­ро­ва­ли в Из­ра­иль, за­тем пе­ре­еха­ли в Нью-Йорк. Из­вест­ность за ру­бе­жом за­вое­ва­ла се­рия кар­тин «Нос­таль­гия по со­циа­ли­сти­че­ско­му реа­лиз­му» на те­мы офиц. ми­фов сов. ис­то­рии, со­здан­ная в ду­хе «по­ли­сти­ли­сти­че­ско­го» по­лип­ти­ха (1981–83), где ис­то­рич. пер­со­на­жи (И. В. Ста­лин и др.) по­гру­же­ны в ат­мосфе­ру та­ин­ст­вен­но­го тём­но­го хао­са. Ху­дож­ни­ки ис­поль­зу­ют со­че­та­ние ака­де­мич. ма­не­ры жи­во­пи­си с эле­мен­та­ми сюр­реа­лиз­ма и ма­ги­че­ско­го реа­лиз­ма.

С 1990-х гг. К. и М. ис­пол­ня­ют ва­риа­ции на те­му соз­да­ния «иде­аль­ной кар­ти­ны» на ос­но­ва­нии со­цио­ло­гич. оп­ро­сов на­се­ле­ния (про­ек­ты «Вы­бор на­ро­да»), за­ни­ма­ют­ся экс­пе­ри­мен­та­ми с уча­сти­ем жи­вот­ных в ро­ли ав­то­ров (шим­пан­зе, сло­ны – вплоть до ос­но­ва­ния в Таи­лан­де «Сло­новь­ей ака­де­мии ху­до­жеств», 1998). Ра­бо­та­ют в разл. жан­рах и тех­ни­ках: от клас­сич. жи­во­пи­си (круп­но­фор­мат­ные ком­по­зи­ции «Рас­пя­тие» и «Бла­го­ве­ще­ние» для ц. Св. Ро­за­рия в Джер­си-Си­ти, штат Нью-Джер­си, 1991) и скульп­ту­ры до кон­цеп­ту­аль­ных фо­то­гра­фий и ин­стал­ля­ций: «Двой­ной ав­то­порт­рет» (1994), «Ис­то­рия Дмит­рия Тве­ри­ти­но­ва» (2002), «Пей­заж с мав­зо­ле­ем» (В. А. Ко­мар, 2007). Ав­то­ры ма­ни­фе­стов и эс­се о совр. ис­кус­ст­ве, сти­хо­тво­ре­ний и афо­риз­мов об ис­кус­ст­ве.

Соч.: Сти­хи о Смер­ти: про­из­ве­де­ния в сти­ле соц-арт. М., 1999.

Лит.: Komar and Melamid: two soviet dissi­dent artists / Ed. M. B. Nathanson. Carbondale, 1979; Ratcliff C. Komar & Melamid. N. Y., 1988; Гле­зер А. В. Ко­мар и А. Ме­ла­мид // Ис­кус­ст­во. 1990. № 1; «Дру­гое ис­кус­ст­во». Мо­ск­ва, 1956–1976 (Кат.). М., 1991; Хол­мо­го­ро­ва О. В. Соц-арт. Аль­бом. М., 1994; Де­готь Е. Рус­ское ис­кус­ст­во XX в. М., 2000; Ко­ва­лев А. Имен­ной ука­за­тель: [о мо­с­ков­ском ис­кус­ст­ве]. М., 2005.

Вернуться к началу