КО́МАР И МЕЛАМИ́Д
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́МАР И МЕЛАМИ́Д (Komar and Melamid, K& M), рос. и амер. художники-авангардисты.
Комар Виталий Анатольевич (р. 11.9.1943, Москва) и Меламид Александр Данилович (р. 14.7.1945, Москва) одновременно обучались в МВХПУ (1962–67), в 1965 создали первую совместную работу. Мастера моск. андерграунда, К. и М. в 1972 основали постмодернистское направление соц-арт, соединившее принципы дадаизма, концептуализма, амер. поп-арта с пародией на социалистический реализм. Ранние произведения: энвайронмент «Рай» (1973), «Двойной автопортрет» (в манере сов. панно «Ленин и Сталин», 1973; уничтожен на т. н. Бульдозерной выставке в Москве в 1974), акция «Живописный спектакль» (1974), перформанс «Паспорт» (1976). В 1977 К. и М. эмигрировали в Израиль, затем переехали в Нью-Йорк. Известность за рубежом завоевала серия картин «Ностальгия по социалистическому реализму» на темы офиц. мифов сов. истории, созданная в духе «полистилистического» полиптиха (1981–83), где историч. персонажи (И. В. Сталин и др.) погружены в атмосферу таинственного тёмного хаоса. Художники используют сочетание академич. манеры живописи с элементами сюрреализма и магического реализма.
С 1990-х гг. К. и М. исполняют вариации на тему создания «идеальной картины» на основании социологич. опросов населения (проекты «Выбор народа»), занимаются экспериментами с участием животных в роли авторов (шимпанзе, слоны – вплоть до основания в Таиланде «Слоновьей академии художеств», 1998). Работают в разл. жанрах и техниках: от классич. живописи (крупноформатные композиции «Распятие» и «Благовещение» для ц. Св. Розария в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси, 1991) и скульптуры до концептуальных фотографий и инсталляций: «Двойной автопортрет» (1994), «История Дмитрия Тверитинова» (2002), «Пейзаж с мавзолеем» (В. А. Комар, 2007). Авторы манифестов и эссе о совр. искусстве, стихотворений и афоризмов об искусстве.