МАГИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАГИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ, течение в европ. и амер. искусстве и литературе 20 в., соединявшее фантастич. и мифологич. элементы с реалистич. приёмами повествования и построения образа. Термин был введён нем. критиком Ф. Ро в кн. «Постэкспрессионизм: магический реализм» (1925) для обозначения некоторых проявлений «новой вещественности», соприкасающихся с романтич. фантастикой. Особенность М. р. в изобразительном искусстве – иллюзорно точное изображение ирреальных, визионерских образов. Понятие «М. р.» применяется также к итал. метафизической живописи и творчеству её основателя Дж. Де Кирико, к т. н. романской школе (Scuola Romana) 1930-х гг. (М. Мафаи, Дж. Б. Шипионе), к некоторым художникам сюрреализма (Р. Магрит, П. Блум). М. р. в живописи можно определить как некую тенденцию, но не как направление, представленное к.-л. группой художников; содержание термина неопределённо и зависит от его употребления тем или иным исследователем (напр., он использован в назв. выставки «Американские реалисты и магические реалисты», устроенной А. Х. Барром в Музее совр. иск-ва в Нью-Йорке в 1943).
В литературе М. р. как течение, близкое сюрреализму и авангардизму, утвердился в Италии в 1920-х гг., наиболее ярко воплотившись в творчестве М. Бонтемпелли. Он применил термин «М. р.» к лит-ре, связав суть М. р. с проникновением в скрытые измерения реальности, позволяющие обнаружить истинные связи между предметами и людьми. М. р. проявился также в нем. лит-ре (Э. Ланггессер, Г. Казак), где был тесно связан с традициями экспрессионизма. Образ тайной реальности, открывающийся духовному взору человека, характерен для бельг. варианта М. р. (Й. Ден, Х. Лампо и др.).
Наиболее широкую известность приобрёл лат.-амер. М. р., импульсом для развития которого стал исп. перевод книги Ф. Ро, выполненный Х. Ортегой-и-Гассетом в 1927. Идеологич. основой лат.-амер. М. р. стало стремление утвердить самобытность нац. культуры. Определение «М. р.» было применено для характеристики лат.-амер. словесности А. Усларом Пьетри в 1948. Принципы лат.-амер. М. р. сложились под сильным влиянием европ. авангардизма, а также традиции амер. хроник 16–17 вв. с их многочисл. описаниями чудесного. Персонажи произведений, созданных в русле М. р., наделены особым, дорациональным типом мышления, которое доминирует над личностным началом. Повествование строится на взаимодействии разл. худож. ракурсов: писатель систематически замещает свой взгляд «цивилизованного» человека взглядом человека «примитивного», пытаясь представить реальность сквозь призму мифологич. сознания с присущими ему особенностями восприятия времени и пространства. Худож. приёмы М. р. впервые ярко проявились в романе М. А. Астуриаса «Маисовые люди» (1949) и повести А. Карпентьера «Царство земное» (1949), позднее – в творчестве Г. Гарсии Маркеса и др.