Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АСТУ́РИАС МИГЕЛЬ АНХЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 427

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ф. Кофман

АСТУ́РИАС (Asturias) Ми­гель Ан­хель (19.10.1899, Гва­те­ма­ла – 9.6.1974, Мад­рид), гва­тем. пи­са­тель, жур­на­лист, ди­пло­мат. Окон­чил университет в Гва­те­ма­ле (1923). В 1925–33 и 1954–66 в эмиг­ра­ции; в 1945–54 и 1966–70 на ди­пло­ма­тич. служ­бе. В 1923–28 изу­чал эт­но­гра­фию в Сор­бон­не, пе­ре­вёл на исп. яз. эпос майя-ки­че «По­поль-Вух» (1925). В кон. 1920-х гг. уча­ст­во­вал в дви­же­нии сюр­реа­лиз­ма, ис­пы­тал влия­ние А. Бре­то­на. Пер­вая про­за­ич. кни­га – воль­ная пе­ре­ра­бот­ка фольк­ло­ра майя «Ле­ген­ды Гва­те­ма­лы» («Ley­en­das de Gua­te­mala», 1930, рус. пер. 1972). Пер­вый ро­ман А. – рез­кая по­ли­тич. са­ти­ра «Сень­ор Пре­зи­дент» («Se­ñor Presi­dente»; созд. в нач. 1930-х гг., опубл. в 1946, рус. пер. 1959) – от­ме­чен фор­маль­ным но­ва­торст­вом (изо­щрён­ная зву­ко­пись, иг­ра слов). Ро­ман «Маи­со­вые лю­ди» («Hom­bres de maíz», 1949, рус. пер. 1977) зало­жил ос­но­вы ма­ги­че­ско­го реа­лиз­ма в лат.-амер. лит-ре. Судь­бы пер­со­на­жей изо­бра­же­ны сквозь приз­му кол­лек­тив­но­го ми­фо­ло­гич. соз­на­ния, ре­аль­ность и фан­та­сти­ка сли­ва­ют­ся в не­рас­тор­жи­мую це­ло­ст­ность. В ро­ма­нах «Ура­ган» («Vi­ente fuerte», 1950, рус. пер. 1977), «Зе­лё­ный Па­па» («Papa verde», 1954, рус. пер. 1964), «Гла­за по­гре­бён­ных» («Los ojos de los en­ter­ra­dos», 1960, рус. пер. 1968), со­став­ляю­щих т. н. «Ба­на­но­вую три­ло­гию», ма­ги­че­ские мо­ти­вы по­сте­пен­но вы­тес­ня­ют­ся со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­ма­ти­кой (кри­ти­ка «аме­ри­кан­ской меч­ты»), ко­то­рая до­ми­ни­ру­ет в сб-ке рас­ска­зов «Уик-энд в Гва­те­мале» («Week-end en Gua­te­mala», 1956, рус. пер. 1958). В 1960–70-е гг. А. воз­вра­ща­ет­ся к ма­ги­ко-по­этич. ви­де­нию дей­ст­ви­тель­но­сти и экс­пе­ри­мен­ту со сло­вом: ав­то­био­гра­фич. по­весть «Юный вла­де­тель со­кро­вищ» («El al­ha­jadito», 1961, рус. пер. 1989), ми­фо­ло­гический лу­бок «Мулат­ка как му­лат­ка» («Mu­lata el tal», 1963), ро­ман «Стра­ст­ная пят­ни­ца» («Vier­nes de Dolo­res», 1972), кни­га ле­генд «Зер­ка­ло Ли­ды Саль» («Espejo de Lida Sal», 1967, рус. пер. 1985). Ав­тор мно­го­числ. сб-ков сти­хов, пьес, эс­се. Но­бе­лев­ская пр. (1967), Ме­ж­ду­нар. Ле­нин­ская пр. (1966).

Соч.: Obras com­ple­tas. Ma­drid, 1969. Vol. 1–3; Избр. про­из­ве­де­ния: В 2 т. М., 1988.

Лит.: Вel­lini G. La nar­ra­tiva de M. A. As­turias. B. Ai­res, 1969; Me­ne­ses C. M. A. As­turias. Ma­drid, 1975; Пев­цов Ю. А. М. А. Ас­ту­ри­ас. Био­биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1960.

Вернуться к началу