АСТУ́РИАС МИГЕЛЬ АНХЕЛЬ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АСТУ́РИАС (Asturias) Мигель Анхель (19.10.1899, Гватемала – 9.6.1974, Мадрид), гватем. писатель, журналист, дипломат. Окончил университет в Гватемале (1923). В 1925–33 и 1954–66 в эмиграции; в 1945–54 и 1966–70 на дипломатич. службе. В 1923–28 изучал этнографию в Сорбонне, перевёл на исп. яз. эпос майя-киче «Пополь-Вух» (1925). В кон. 1920-х гг. участвовал в движении сюрреализма, испытал влияние А. Бретона. Первая прозаич. книга – вольная переработка фольклора майя «Легенды Гватемалы» («Leyendas de Guatemala», 1930, рус. пер. 1972). Первый роман А. – резкая политич. сатира «Сеньор Президент» («Señor Presidente»; созд. в нач. 1930-х гг., опубл. в 1946, рус. пер. 1959) – отмечен формальным новаторством (изощрённая звукопись, игра слов). Роман «Маисовые люди» («Hombres de maíz», 1949, рус. пер. 1977) заложил основы магического реализма в лат.-амер. лит-ре. Судьбы персонажей изображены сквозь призму коллективного мифологич. сознания, реальность и фантастика сливаются в нерасторжимую целостность. В романах «Ураган» («Viente fuerte», 1950, рус. пер. 1977), «Зелёный Папа» («Papa verde», 1954, рус. пер. 1964), «Глаза погребённых» («Los ojos de los enterrados», 1960, рус. пер. 1968), составляющих т. н. «Банановую трилогию», магические мотивы постепенно вытесняются социально-политич. проблематикой (критика «американской мечты»), которая доминирует в сб-ке рассказов «Уик-энд в Гватемале» («Week-end en Guatemala», 1956, рус. пер. 1958). В 1960–70-е гг. А. возвращается к магико-поэтич. видению действительности и эксперименту со словом: автобиографич. повесть «Юный владетель сокровищ» («El alhajadito», 1961, рус. пер. 1989), мифологический лубок «Мулатка как мулатка» («Mulata el tal», 1963), роман «Страстная пятница» («Viernes de Dolores», 1972), книга легенд «Зеркало Лиды Саль» («Espejo de Lida Sal», 1967, рус. пер. 1985). Автор многочисл. сб-ков стихов, пьес, эссе. Нобелевская пр. (1967), Междунар. Ленинская пр. (1966).