ГАРСИ́Я МА́РКЕС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАРСИ́Я МА́РКЕС (García Márquez) Габриель (6.3.1928, Аракатака – 17.4.2014, Мехико), колумбийский писатель. Окончил интернат Нац. лицея г. Сипакира (1946). В это время начал сочинять рассказы в духе Ф. Кафки и Дж. Джойса, печатался в газетах; поступил на юридич. ф-т ун-та Боготы, но в 1948 из-за сложной политич. обстановки переехал в Картахену, посвятив себя журналистике и словесности. В 1955 эмигрировал, жил в Италии, Франции, Венесуэле, Мексике. Успех принесли повесть «Полковнику никто не пишет» («El Coronel no tiene quien le escriba», 1961, рус. пер. 1972), а также сб. рассказов «Похороны Великой Мамы» («Los Funerales de la Mamá Grande», 1962), основанных на детских воспоминаниях. Вершина творчества Г. М. – роман-притча «Сто лет одиночества» («Cien años de soledad», 1967, рус. пер. 1970), где неизменно присутствующая во всех произведениях Г. М. тема человеческого одиночества приобрела поистине вселенский масштаб. Роман, в котором уникальное переплетение фантастич., нар.-мифологич. мотивов с реальными событиями, совмещение первобытного и совр. типов мышления создавало эффект особого преображения действительности, стал одним из центр. произведений магического реализма. Исследованию тоталитарной власти и её влияния на формирование личности посвящены роман «Недобрый час» («La mala hora», 1962, рус. пер. 1974), сб. рассказов «Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и её жестокосердной бабке» («La increíble y triste historia de la cándida Eréndira y de su abuela desalmada», 1972). В романе «Осень патриарха» («El otoño del patriarca», 1975, рус. пер. 1977) Г. М., демонстрируя трагич. последствия, к которым приводит неогранич. власть, одновременно повествует о присущей народу парадоксальной страсти к мифотворчеству, неизбывной способности придавать форму мифа всему, что недоступно рациональному осмыслению и анализу. В романе «Хроника объявленной смерти» («Crónica de una muerte anunciada», 1981, рус. пер. 1981) основные для творчества Г. М. темы насилия, власти и одиночества претворены в череде образов и ассоциаций из разных культурных пластов, сведённых в единую мифопоэтич. картину мира. Мн. произведения Г. М. экранизированы; среди режиссёров – Р. Герра, М. Литтин, Ф. Рози. Нобелевская пр. (1982).