КАРПЕНТЬЕ́Р КАРПЕНТЬЕР-И-ВАЛЬМОНТ АЛЕХО
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРПЕНТЬЕ́Р, Карпентьер-и-Вальмонт (Carpentier у Valmont) Алехо (26.12.1904, Гавана – 24.4.1980, Париж), кубин. писатель, музыковед, обществ. деятель. Сын рус. учительницы и франц. архитектора, по материнской линии родственник К. Д. Бальмонта. В 12 лет с семьёй приехал в Париж, где в лицее изучал теорию музыки. В 1921 посещал курсы по архитектуре в Гаванском ун-те. Примкнул к авангардистскому лит.-политич. объединению «Группа меньшинства» (1923), публиковался в прессе. В 1927–28 за выступления против диктатуры 7 мес отбывал тюремное заключение. В 1928–39 жил в эмиграции во Франции; создавал балетные либретто, критич. эссе, вёл передачи на радио. Познакомился с Л. Арагоном, А. Бретоном, П. Пикассо, М. Астуриасом и др.; испытал влияние сюрреализма. Интерес к нравам, религ. обычаям, магич. обрядам кубин. негров нашёл выражение в романе «Экуэ Ямба-о» («Ecué Yamba-ó», 1933). После возвращения на Кубу (1939) изучал фольклорную музыку (кн. «Музыка Кубы», «La música en Cuba», 1946, рус. пер. 1962). В 1945–59 жил в эмиграции в Венесуэле, преподавал в Высшей школе пластич. искусств Каракаса. Историч. события, связанные с освободит. борьбой негров и мулатов против белых колонизаторов в 18–19 вв., легли в основу романа «Царство земное» («El reino de este mundo», 1949, рус. пер. 1962), ставшего одним из первых произведений магического реализма. Переосмыслив традиц. негритянские мифы и сказания, К. воссоздал вторую, «чудесную действительность», проступающую за самыми обычными предметами и поступками людей. Принципы «универсальной лит-ры», обращённой ко всему человечеству и синтезирующей весь его интеллектуальный опыт, воплотились в романе «Потерянные следы» («Los pasos perdidos», 1953, рус. пер. 1964): путешествие героя по США и Венесуэле с их разными укладами жизни трактовано как перемещение во времени, а Лат. Америка предстаёт местом встречи всех культур и цивилизаций. После возвращения на Кубу в 1959 К. стал профессором Гаванского ун-та, выступал в прессе как публицист. В 1966–80 жил во Франции, работал в должности посла и атташе по культуре. В романе «Превратности метода» («El recurso del método», 1974, рус. пер. 1978) К. подверг критике рационализм Р. Декарта, показывая, что европ. рационализм не в силах постичь мышление и культуру жителей Лат. Америки, а адекватное представление реальности невозможно без многоаспектного взгляда, учёта всех точек зрения. Схожей идеей проникнут роман К. «Концерт барокко» («Concierto barroco», 1974, рус. пер. 1978), где венецианский карнавал становится моделью лат.-амер. культуры с её причудливым сосуществованием разл. традиций и укладов. В романе «Весна священная» («La consagración de la primavera», 1978, рус. пер. 1982) при помощи техники монтажа (воспоминаний, цитат, фрагментов лит. произведений) представлена панорама важнейших историч. событий 20 в., воспринятых героями, принадлежавшими разным культурам. Среди др. произведений К.: поэтич. сб. «Антильские стихи» («Poemas de las Antillas», 1929), повесть «Погоня» («El acoso», 1956), романы «Век Просвещения» («El siglo de las luces», 1962, рус. пер. 1968), «Арфа и тень» («El arpa y la sombra», 1979). Худож. прозе К., близкой по духу эстетике барокко, присущ намеренно усложнённый стиль, насыщенный изысканными эпитетами и метафорами; она проникнута стремлением продемонстрировать изначальное единство и универсальность человеческой культуры.