МАФА́И МАРИО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАФА́И (Mafai) Марио (12.2.1902, Рим – 31.3.1965, там же), итал. живописец. Начал заниматься живописью ок. 1917; посещал курсы Англ. и Франц. академий в Риме (1921–22), учился в рим. АХ (1922–25), где сблизился с художниками Шипионе (Дж. Боники) и Антониеттой Рафаэль (1900–75), своей будущей женой. К 1927 объединение этих художников и скульптора Р. М. Маццакурати получило благодаря Р. Лонги назв. «Школа на улице Кавур»; оно заложило основу близкого экспрессионизму худож. направления «римская школа» (1920-е – 1940-е гг.), которое в итал. критике противопоставлялось неоклассич. тенденциям (в частности, новеченто). М. писал пейзажи, портреты и натюрморты, участвовал в выставках (Нац. худож. ассоциации, 1927; и др.), общался с Дж. Унгаретти, критиком Л. де Либеро и др. Работы М. относили к «антиимпрессионизму», связывая его творчество с М. де Вламинком, М. Утрилло, А. Дереном. Поездка в Париж (1930) сильно изменила живописную манеру М., у него возрос интерес к передаче света, высветлилась палитра, линия стала более мягкой. В 1933–34 он частично вернулся к «допарижскому» стилю, создал ряд жанровых работ и серию натюрмортов «Сухие цветы» (с 1931). На персональной выставке в Риме (1937) представил серию «Разрушения», посвящённую сносу домов (в т. ч. и историч. застройки) в Риме в ходе реконструкции, инициированной Б. Муссолини. В 1939 переехал в Геную, где познакомился с Р. Гуттузо и Дж. Манцу; участвовал в выставке объединения «Корренте» с антифашистским циклом «Фантазии» (1940–43), отчасти вдохновлённым работами Ф. Гойи и Г. Гроса. В 1943 вернулся в Рим, где принял участие в выставке «Искусство против варварства» (1944) с полотнами на антивоен. тему. В 1948 М. стал чл. Итал. компартии. В сер. 1950-х гг. работы М. приблизились к абстракции (серия «Рынок»). Колористич. эксперименты в нач. 1960-х гг. сменились исследованием материала и фактуры (цикл «Канаты», 1960–63).