Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАФА́И МАРИО

Авторы: А. Г. Вяземцева
М. Мафаи. «Снос концертного зала Аугустеум в Риме». 1936. Музей современного искусства Тренто и Роверето (Роверето, Италия).

МАФА́И (Mafai) Ма­рио (12.2.1902, Рим – 31.3.1965, там же), итал. жи­во­пи­сец. На­чал за­ни­мать­ся жи­во­пи­сью ок. 1917; по­се­щал кур­сы Англ. и Франц. ака­де­мий в Ри­ме (1921–22), учил­ся в рим. АХ (1922–25), где сбли­зил­ся с ху­дож­ни­ка­ми Ши­пио­не (Дж. Бо­ни­ки) и Ан­то­ни­ет­той Ра­фа­эль (1900–75), сво­ей бу­ду­щей же­ной. К 1927 объ­е­ди­не­ние этих ху­дож­ни­ков и скульп­то­ра Р. М. Мац­ца­ку­ра­ти по­лу­чи­ло бла­го­да­ря Р. Лон­ги назв. «Шко­ла на ули­це Ка­вур»; оно за­ло­жи­ло ос­но­ву близ­ко­го экс­прес­сио­низ­му ху­дож. на­прав­ле­ния «рим­ская шко­ла» (1920-е – 1940-е гг.), ко­то­рое в итал. кри­ти­ке про­ти­во­пос­тав­ля­лось не­оклас­сич. тен­ден­ци­ям (в ча­ст­но­сти, но­ве­чен­то). М. пи­сал пей­за­жи, порт­ре­ты и на­тюр­мор­ты, уча­ст­во­вал в вы­став­ках (Нац. ху­дож. ас­со­циа­ции, 1927; и др.), об­щал­ся с Дж. Ун­га­рет­ти, кри­ти­ком Л. де Ли­бе­ро и др. Ра­бо­ты М. от­но­си­ли к «ан­ти­им­прес­сио­низ­му», свя­зы­вая его твор­че­ст­во с М. де Вла­мин­ком, М. Ут­рил­ло, А. Де­ре­ном. По­езд­ка в Па­риж (1930) силь­но из­ме­ни­ла жи­во­пис­ную ма­не­ру М., у не­го воз­рос ин­те­рес к пе­ре­да­че све­та, вы­свет­ли­лась па­лит­ра, ли­ния ста­ла бо­лее мяг­кой. В 1933–34 он час­тич­но вер­нул­ся к «до­па­риж­ско­му» сти­лю, соз­дал ряд жан­ро­вых ра­бот и се­рию на­тюр­мор­тов «Су­хие цве­ты» (с 1931). На пер­со­наль­ной вы­став­ке в Ри­ме (1937) пред­ста­вил се­рию «Раз­ру­ше­ния», по­свя­щён­ную сно­су до­мов (в т. ч. и ис­то­рич. за­строй­ки) в Ри­ме в хо­де ре­кон­ст­рук­ции, ини­ции­ро­ван­ной Б. Мус­со­ли­ни. В 1939 пе­ре­ехал в Ге­ную, где по­зна­ко­мил­ся с Р. Гут­ту­зо и Дж. Ман­цу; уча­ст­во­вал в вы­став­ке объ­е­ди­не­ния «Кор­рен­те» с ан­ти­фа­ши­ст­ским цик­лом «Фан­та­зии» (1940–43), от­час­ти вдох­нов­лён­ным ра­бо­та­ми Ф. Гойи и Г. Гро­са. В 1943 вер­нул­ся в Рим, где при­нял уча­стие в вы­став­ке «Ис­кус­ст­во про­тив вар­вар­ст­ва» (1944) с по­лот­на­ми на ан­ти­во­ен. те­му. В 1948 М. стал чл. Итал. ком­пар­тии. В сер. 1950-х гг. ра­боты М. при­бли­зи­лись к аб­ст­рак­ции (се­рия «Ры­нок»). Ко­ло­ри­стич. экс­пе­ри­мен­ты в нач. 1960-х гг. сме­ни­лись ис­сле­до­ва­ни­ем ма­те­риа­ла и фак­ту­ры (цикл «Ка­на­ты», 1960–63).

Лит.: Martinelli V. M. Mafai. Roma, 1967; Ap­pella G., D’Amico F., Gualdoni F. Mafai. Ro­ma, 1986; Appella G. M. Mafai: una calma febbre di colori. Mil., 2004.

Вернуться к началу