УТРИ́ЛЛО́ МОРИС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УТРИ́ЛЛО́ (Utrillo) Морис (26.12.1883, Париж – 5.11.1955, Дакс, деп-т Ланды), франц. живописец, мастер гор. пейзажа. Проф. худож. образования не получил; учился у матери – художницы С. Валадон. Испытал влияние О. Домье, К. Писсарро, Г. Кайботта. В ранний период (1903–07) писал виды деревень Монманьи и Пьерфит около Парижа в близкой к импрессионизму манере («Дома в Пьерфите», ок. 1905, Нац. галерея, Вашингтон). Годы расцвета – 1908–14, с 1909 – «белый период», когда палитра У. значительно высветляется (для плотности, фактурности и осветления масляной краски У. добавлял в неё гипс, клей, песок). Излюбленные темы У.: узкие, безлюдные, почти лишённые растительности, овеянные меланхолией улочки Монмартра и соборы Парижа. С 1909 У. почти не работал с натуры, обращаясь к открыткам; использовал для построения композиции линейку и циркуль, упрощая реальные формы и обобщая контуры, что придавало его картинам черты примитивизма («Улица Кустен на Монмартре», 1909–10, Эрмитаж, С.-Петербург; «Церковь Сен-Пьер на Монмартре», 1914, Музей Оранжери, Париж). По заказу С. П. Дягилева создал эскизы декораций для балета «Барабау» в пост. Дж. Баланчина (1925, Театр Сары Бернар, Париж). Поздние картины («Ширма с видами Парижа», 1939, частное собрание) отличаются плотными тёмными контурами и ярким колоритом.