Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УТРИ́ЛЛО́ МОРИС

М. Утрилло. «Улица Кустенна Монмартре». 1909–10. Эрмитаж (С.-Петербург).

УТРИ́ЛЛО́ (Utrillo) Мо­рис (26.12.1883, Па­риж – 5.11.1955, Дакс, деп-т Лан­ды), франц. жи­во­пи­сец, мас­тер гор. пей­за­жа. Проф. ху­дож. об­ра­зо­ва­ния не по­лучил; учил­ся у ма­те­ри – ху­дож­ни­цы С. Ва­ла­дон. Ис­пы­тал влия­ние О. До­мье, К. Пис­сар­ро, Г. Кай­бот­та. В ран­ний пе­ри­од (1903–07) пи­сал ви­ды де­ре­вень Мон­ма­ньи и Пьер­фит око­ло Па­ри­жа в близ­кой к им­прес­сио­низ­му ма­не­ре («До­ма в Пьер­фи­те», ок. 1905, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон). Го­ды рас­цве­та – 1908–14, с 1909 – «бе­лый пе­ри­од», ко­гда па­лит­ра У. зна­чи­тель­но вы­свет­ля­ет­ся (для плот­но­сти, фак­тур­но­сти и ос­вет­ле­ния мас­ля­ной крас­ки У. до­бав­лял в неё гипс, клей, пе­сок). Из­люб­лен­ные те­мы У.: уз­кие, без­люд­ные, поч­ти ли­шён­ные рас­ти­тель­но­сти, ове­ян­ные ме­лан­хо­ли­ей улоч­ки Мон­мар­тра и со­бо­ры Па­ри­жа. С 1909 У. поч­ти не ра­бо­тал с на­ту­ры, об­ра­ща­ясь к от­крыт­кам; ис­поль­зо­вал для по­строе­ния ком­по­зи­ции ли­ней­ку и цир­куль, уп­ро­щая ре­аль­ные фор­мы и обоб­щая кон­ту­ры, что при­да­ва­ло его кар­ти­нам чер­ты при­ми­ти­виз­ма («Ули­ца Кус­тен на Мон­мар­тре», 1909–10, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; «Цер­ковь Сен-Пьер на Мон­мар­тре», 1914, Му­зей Оран­же­ри, Па­риж). По за­ка­зу С. П. Дя­ги­ле­ва соз­дал эс­ки­зы де­ко­ра­ций для ба­ле­та «Барабау» в пост. Дж. Ба­лан­чи­на (1925, Те­атр Са­ры Бер­нар, Па­риж). Позд­ние кар­ти­ны («Шир­ма с ви­да­ми Па­ри­жа», 1939, ча­ст­ное со­б­ра­ние) от­ли­ча­ют­ся плот­ны­ми тём­ны­ми кон­ту­ра­ми и яр­ким ко­ло­ри­том.

Лит.: Pétridès P. L’Œuvre complet de M. Utrillo. P., 1959–1974. Vol. 1–5.

Вернуться к началу