ЛЭНД-АРТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЭНД-АРТ, ленд-арт, земляное искусство (англ. Land art, также Earth art, Earthworks), направление в искусстве авангардизма, возникшее в кон. 1960-х гг. Появившись на волне протеста против «продажного» иск-ва, включённого в рыночную систему, Л.-а. нашёл развитие гл. обр. в США и Великобритании. Художники Л.-а., реагируя на экологич. проблемы, стремились привлечь внимание к реальному ландшафту путём разл. его преобразований. Амер. инициаторы Л.-а. чаще всего избирали полем деятельности пустыни, горы, острова, заброшенные каменоломни, удалённые водоёмы, где осуществляли крупномасштабные акции – выкапывали рвы, создавали насыпи, проводили борозды, линии с помощью извести или камней: «Рисунок длиной в милю» (1968) и «Крест в пустыне» (1969) У. Де Мария, «Двойной негатив» М. Хейзера (1969), «Линия времени» Д. Оппенгейма (1968), «Спиральная дамба» (1970) и «Тонущий остров» (1971) Р. Смитсона. Поскольку такие произведения были практически недоступны публике, на выставках экспонировалась их документация – фотографии, схемы, словесные описания, что сближало Л.-а. с концептуальным искусством. В Европе к направлению Л.-а. принадлежали Р. Лонг, Х. Фултон, П. Хатчинсон в Великобритании, Я. Диббетс в Нидерландах. Со временем акции Л.-а. распространились на лесные заросли, парки, поля и луга, болота, побережья рек, где создавались инсталляции из разл. природных объектов (древесных стволов, камней и т. п.), также из искусств. материалов – зеркал (Смитсон), бетона и стекла (Оппенгейм, Хейзер), металла (Де Мария). Особая разновидность Л.-а. – выполненные Христо и Жанной-Клод перекрытия больших участков ландшафта, также и архит. сооружений пром. тканями («Завёрнутое побережье», 1969; «Бегущая изгородь», 1972–76; «Окружённые острова», 1980–83).
Художники Л.-а. вторгались в природную среду с намерением вызвать в ней некое возмущение, создать необычную ситуацию, которая заставляет отказаться от стереотипов восприятия, обновляет видение привычного ландшафта. Неизбежное впоследствии разрушение работы предусматривалось замыслом. Некоторые из произведений Л.-а. вызывали культурно-историч. ассоциации – с курганами и мегалитич. сооружениями древности, с огромными наземными геометрич. рисунками в долине Наска в Перу.