Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИДЖИОНАЛИ́ЗМ

Авторы: В. А. Крючкова
Риджионализм. Г. Вуд. «Место рождения Герберта Гувера». 1931. Институт искусств (Миннеаполис).

РИДЖИОНАЛИ́ЗМ, ре­гио­на­лизм (англ. Regionalism), на­прав­ле­ние в иск-ве США 1930-х – нач. 1940-х гг. Поч­вен­ни­че­ское по су­ти на­прав­ле­ние воз­ник­ло в пе­ри­од Ве­ли­кой де­прес­сии и стре­ми­лось под­нять дух на­ро­да пу­тём ут­вер­жде­ния нац. цен­но­стей. В по­ис­ках ау­тен­тич­но­го вы­ра­же­ния са­мо­быт­но­сти амер. жиз­нен­но­го ук­ла­да и че­ло­ве­че­ских ти­пов ху­дож­ни­ки Р. чер­па­ли мо­ти­вы в при­ро­де и сель­ских ви­дах Сред­не­го За­па­да, в фольк­лор­ных ска­за­ни­ях, в бы­те фер­ме­ров. Ос­но­во­по­ла­гаю­щие прин­ци­пы Р. из­ло­жил Т. Х. Бен­тон в ав­то­био­гра­фич. кн. «Ху­дож­ник в Аме­ри­ке» (1937), где при­зы­вал сбро­сить иго ев­роп. «эс­те­тич. ко­ло­ниа­лиз­ма», т. е. от­ка­зать­ся от аван­гар­ди­ст­ских ис­ка­ний и вер­нуть­ся к реа­ли­стич. изо­бра­же­нию че­ло­ве­ка и его ок­ру­же­ния. Наи­бо­лее вид­ные пред­ста­ви­те­ли Р. (по­ми­мо Бен­то­на) – Г. Вуд, Дж. С. Кер­ри. Спе­ци­фич­ность Р. вы­ра­зи­лась так­же в сти­ли­сти­ке про­из­ве­де­ний его пред­ста­ви­телей, от­час­ти вос­соз­даю­щей осо­бен­но­сти амер. на­ив­но­го ис­кус­ст­ва 18–19 вв.: су­хость жи­во­пис­ной ма­не­ры, яр­кие крас­ки, очер­чен­ные чёт­ки­ми ли­ния­ми фор­мы пей­за­жей, фрон­таль­ная по­ста­нов­ка фи­гур в порт­ре­тах и т. д. Вклю­чив­шись в про­грам­му «Фе­де­раль­но­го ху­дож. про­ек­та», ини­ции­ро­ван­но­го Ф. Д. Руз­вель­том, рид­жио­на­ли­сты ис­пол­ни­ли ряд мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сей об­ществ. зда­ний.

Лит.: Baigell M. The American scene: American paintings of the 1930’s. N. Y., 1974; Marling K. A. Wall-to-Wall America: Post office murals in the Great Depression. Minneapolis, 1982; Ма­ту­сов­ская Е. М. Аме­ри­кан­ская реа­ли­сти­че­ская жи­во­пись: Очер­ки. М., 1986; Balken D. B. After many springs: Regionalism, Modernism & the Midwest. New Haven, 2009.

Вернуться к началу