Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́РТСЕН ПИТЕР

Авторы: М. Н. Соколов
П. Артсен. «В крестьянском доме». 1556. Музей Майер ван ден Берг (Антверпен).

А́РТСЕН (Aertsen) Пи­тер (1507 или 1508, Ам­стер­дам – по­хо­ро­нен 3.6.1575, там же), ни­дерл. жи­во­пи­сец. Учил­ся, воз­мож­но, у А. Кла­са в Ам­стер­да­ме (по сви­де­тель­ст­ву К. ван Ман­де­ра, со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Ита­лию). Ра­бо­тал гл. обр. в род­ном го­ро­де; в 1535–56 жил в Ан­твер­пе­не. Про­дол­жая тра­ди­цию ро­ма­низ­ма, со­еди­нил итал. влия­ние (в т. ч. тя­го­те­ние к круп­но­фи­гур­ным ком­по­зи­ци­ям и близ­ким мань­е­риз­му аф­фек­ти­ро­ван­ным жес­там и по­зам) с лю­бо­вью к вы­ра­зит. бы­то­вой об­ста­нов­ке, к жи­вопис­ной пе­ст­ро­те ку­хонь, ла­вок и рын­ков. Ис­пол­нял ал­тар­ные кар­ти­ны для хра­мов Ан­твер­пе­на, Брюг­ге, Ам­стер­да­ма (час­тич­но унич­то­же­ны ре­фор­ма­тор­ски­ми ико­но­бор­ца­ми). В жан­ро­вых про­из­ве­де­ни­ях А. не­ред­ко при­сут­ст­ву­ют скры­тая ре­лиг. сим­во­ли­ка, ино­гда и еван­гель­ские сю­же­ты на зад­нем пла­не: так, «Бег­ст­во в Еги­пет» фи­гу­ри­ру­ет в кар­ти­нах «Мяс­ная лав­ка» (1551, ун-т в Уп­пса­ле, Шве­ция) и «Та­нец яиц» (1552, Рейк­смю­се­ум, Ам­стер­дам). Др. про­из­ве­де­ния: «Хри­стос в до­ме Мар­фы и Ма­рии» (1553, Му­зей Бой­ман­са – ван Бё­нин­ге­на, Рот­тер­дам), «Ку­хар­ка» (1559, Му­зей ста­рин­но­го иск-ва, Брюс­сель), «Апо­сто­лы Пётр и Ио­анн, ис­це­ляю­щие боль­ных» (Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). Сре­ди уче­ни­ков А. – его пле­мян­ник И. Бей­ке­лар. Твор­че­ст­во А. яви­лось важ­ным эта­пом фор­ми­ро­ва­ния бы­то­во­го жан­ра и на­тюр­мор­та в ни­дерл. жи­вопи­си.

Лит.: Moxey K. P. F. P. Aertsen, J. Beuckelaer and the rise of secular painting in the context of the Reformation. N. Y., 1977.

Вернуться к началу