МИЛИО́ТИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИЛИО́ТИ (Миллиоти), рос. живописцы, графики, сценографы, братья.
Николай Дмитриевич [16(28).1.1874, Москва – 26.12.1962, Париж], учился на историко-филологич. факультете Моск. ун-та и в МУЖВЗ (1898–1900, вольнослушатель) у А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака и В. А. Серова, посещал частную студию К. А. Коровина. В 1901 занимался в академии Р. Жюлиана в Париже у Ж. П. Лоранса, Б. Констана. В ранних картинах, навеянных поэтич. циклом «Галантные празднества» П. Верлена («Любовники», «Пастораль», обе 1905, ГТГ), манера художника приближается к пуантилизму (см. Неоимпрессионизм). В ряде работ он обращался к мистич. мотивам («Ангел Печали», 1905–07); в более поздних произведениях [«Натюрморт с цветами» (1911, ГТГ), «Вечерний праздник» (1911?), «Рождение Венеры» (1912, оба – ГРМ)], несмотря на элементы стиля модерн и близость символизму, ощутимы неоклассич. тенденции. Участвовал в выставках объединения «Мир искусства» (1906, 1911–13; в 1912–16 входил в комитет объединения), группы художников «Голубая роза» (1907); чл. СРХ (1904–10).
В 1914–17 находился в действующей армии в Карпатах. В 1918 уехал в Крым, где до 1920 был пред. Комиссии по охране худож. сокровищ Крыма. Затем жил в Софии (1920), Берлине (1921–22), с 1923 – в Париже, где преподавал в Рус. академии, основанной Т. Л. Сухотиной-Толстой (1929–30). В эмиграции оформлял спектакли (в т. ч. в театре «Старая голубятня» в Париже, совм. с Н. С. Гончаровой, 1924) и создавал портреты (А. Н. Бенуа, Н. А. Тэффи; Т. Л. Сухотиной-Толстой, 1938; Ф. И. Шаляпина, А. Т. Гречанинова, оба 1930-е гг., все – частные собрания), а также пейзажи. Посетил США (1924–25), путешествовал по Европе. В 1940–42 жил в Биаррице, исполнил серию рисунков «Разрушения и бедствия войны».
Василий Дмитриевич [6(18).2.1875, Москва – 5.3.1943, там же], не получил спец. худож. образования; учился на историко-филологич. и юридич. факультетах Моск. ун-та. Занимался живописью под рук. брата Николая и его соучеников по МУЖВЗ. Активно участвовал в худож. жизни Москвы, секретарь об-ва «36 художников», затем Союза русских художников. В своём творчестве испытал влияние рус. символизма (особенно М. А. Врубеля); обращался преим. к воссозданию фантастич. мира грёз («Сказка», ГТГ; «Утро», 1905, ГРМ). Сотрудничал с жyрналами «Весы» (1904–09) и «Золотое руно», в котором возглавлял худож. отдел; оформлял книги писателей-символистов в издательствах «Скорпион» и «Гриф». Участвовал в выставках объединения «Мир искусства» (1906), группы художников «Голубая роза» (1907) в Москве. Оформлял спектакли в драматич. театрах Москвы. В 1909, когда обозначился кризис символизма и модерна, опубликовал в ж. «Золотое руно» программную ст. «Забытые заветы», в которой призывал художников вспомнить опыт передвижников и создавать искусство «реально-нужное». После 1909 надолго отошёл от худож. деятельности. В поздний период продолжал развивать мотивы своих ранних работ («Дон Жуан и смерть», «Мёртвая царевна», обе 1929, ГМИИ; «В гроте», 1931, частное собрание, Москва, и др.).