Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИЛИО́ТИ

Авторы: М. Ф. Киселёв

МИЛИО́ТИ (Мил­лио­ти), рос. жи­во­пис­цы, гра­фи­ки, сце­но­гра­фы, бра­тья.

Н. Д. Милиоти. «Вечерний праздник». 1911(?). Русский музей (С.-Петербург).

Ни­ко­лай Дмит­рие­вич [16(28).1.1874, Мо­ск­ва – 26.12.1962, Па­риж], учил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. фа­куль­те­те Моск. ун-та и в МУЖВЗ (1898–1900, воль­но­слу­ша­тель) у А. Е. Ар­хи­по­ва, Л. О. Пас­тер­на­ка и В. А. Се­ро­ва, по­сещал ча­ст­ную сту­дию К. А. Ко­ро­ви­на. В 1901 за­ни­мал­ся в ака­де­мии Р. Жю­лиа­на в Па­ри­же у Ж. П. Ло­ран­са, Б. Кон­ста­на. В ран­них кар­ти­нах, на­ве­ян­ных по­этич. цик­лом «Га­лант­ные празд­не­ст­ва» П. Вер­ле­на («Лю­бов­ни­ки», «Пас­то­раль», обе 1905, ГТГ), ма­не­ра ху­дожни­ка при­бли­жа­ет­ся к пу­ан­ти­лиз­му (см. Нео­им­прес­сио­низм). В ря­де ра­бот он об­ра­щал­ся к мис­тич. мо­ти­вам («Ан­гел Пе­ча­ли», 1905–07); в бо­лее позд­них про­из­ве­де­ни­ях [«На­тюр­морт с цве­та­ми» (1911, ГТГ), «Ве­чер­ний празд­ник» (1911?), «Ро­ж­де­ние Ве­не­ры» (1912, оба – ГРМ)], не­смот­ря на эле­мен­ты сти­ля мо­дерн и бли­зость сим­во­лиз­му, ощу­ти­мы не­оклас­сич. тен­ден­ции. Уча­ст­во­вал в вы­став­ках объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (1906, 1911–13; в 1912–16 вхо­дил в ко­ми­тет объ­еди­не­ния), груп­пы ху­дож­ни­ков «Го­лу­бая ро­за» (1907); чл. СРХ (1904–10).

В 1914–17 на­хо­дил­ся в дей­ст­вую­щей ар­мии в Кар­па­тах. В 1918 уе­хал в Крым, где до 1920 был пред. Ко­мис­сии по ох­ра­не ху­дож. со­кро­вищ Кры­ма. За­тем жил в Со­фии (1920), Бер­ли­не (1921–22), с 1923 – в Па­ри­же, где пре­по­да­вал в Рус. ака­де­мии, ос­но­ван­ной Т. Л. Су­хо­ти­ной-Тол­стой (1929–30). В эмиг­ра­ции оформ­лял спек­так­ли (в т. ч. в те­ат­ре «Ста­рая го­лу­бят­ня» в Па­ри­же, совм. с Н. С. Гон­ча­ро­вой, 1924) и соз­да­вал порт­ре­ты (А. Н. Бе­нуа, Н. А. Тэф­фи; Т. Л. Су­хо­ти­ной-Тол­стой, 1938; Ф. И. Ша­ля­пи­на, А. Т. Гре­ча­ни­но­ва, оба 1930-е гг., все – ча­ст­ные со­б­ра­ния), а так­же пей­за­жи. По­се­тил США (1924–25), пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе. В 1940–42 жил в Би­ар­ри­це, ис­пол­нил се­рию ри­сун­ков «Раз­ру­ше­ния и бед­ст­вия вой­ны».

В. Д. Милиоти. «Утро». Акварель, гуашь, тушь, перо. 1905. Русский музей (С.-Петербург).

Ва­си­лий Дмит­рие­вич [6(18).2.1875, Мо­ск­ва – 5.3.1943, там же], не по­лу­чил спец. ху­дож. об­ра­зо­ва­ния; учил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. и юри­дич. фа­куль­те­тах Моск. ун-та. За­ни­мал­ся жи­во­пи­сью под рук. бра­та Ни­ко­лая и его со­уче­ни­ков по МУЖВЗ. Ак­тив­но уча­ст­во­вал в ху­дож. жиз­ни Мо­ск­вы, сек­ре­тарь об-ва «36 ху­дож­ни­ков», за­тем Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков. В сво­ём твор­че­ст­ве ис­пы­тал влия­ние рус. сим­во­лиз­ма (осо­бен­но М. А. Вру­бе­ля); об­ра­щал­ся пре­им. к вос­соз­да­нию фан­та­стич. ми­ра грёз («Сказ­ка», ГТГ; «Ут­ро», 1905, ГРМ). Со­труд­ни­чал с жyрналами «Ве­сы» (1904–09) и «Зо­ло­тое ру­но», в ко­то­ром воз­глав­лял ху­дож. от­дел; оформ­лял кни­ги пи­са­те­лей-сим­во­ли­стов в из­да­тель­ст­вах «Скор­пи­он» и «Гриф». Уча­ст­во­вал в вы­став­ках объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (1906), груп­пы ху­дож­ни­ков «Го­лу­бая ро­за» (1907) в Мо­ск­ве. Оформ­лял спек­так­ли в дра­ма­тич. те­ат­рах Мо­ск­вы. В 1909, ко­гда обо­зна­чил­ся кри­зис сим­во­лиз­ма и мо­дер­на, опуб­ли­ко­вал в ж. «Зо­ло­тое ру­но» про­грамм­ную ст. «За­бы­тые за­ве­ты», в ко­то­рой при­зы­вал ху­дож­ни­ков вспом­нить опыт пе­ре­движ­ни­ков и соз­да­вать ис­кус­ст­во «ре­аль­но-нуж­ное». По­сле 1909 на­дол­го ото­шёл от ху­дож. дея­тель­но­сти. В позд­ний пе­ри­од про­дол­жал раз­ви­вать мо­ти­вы сво­их ран­них ра­бот («Дон Жу­ан и смерть», «Мёрт­вая ца­рев­на», обе 1929, ГМИИ; «В гро­те», 1931, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Мо­ск­ва, и др.).

Лит.: Ки­се­лев М. Ф. По­эти­че­ский мир В. Ми­лио­ти // Ис­кус­ст­во. 1978. № 5; Гоф­ман И. М. «Го­лу­бая ро­за». М., 2000; она же. «Зо­ло­тое ру­но», 1906–1909: у ис­то­ков рус­ско­го аван­гар­да. М., 2008.

Вернуться к началу