Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРА́ПОВ АНАТОЛИЙ АФАНАСЬЕВИЧ

Авторы: В. А. Кулаков

АРА́ПОВ Ана­то­лий Афа­нась­е­вич [21.11 (3.12).1876, С.-Пе­тер­бург – 21.12.1949, Мо­ск­ва], рос. сце­но­граф и жи­во­пи­сец. Учил­ся в МУЖВЗ (1897–1906). Ра­бо­ту в те­ат­ре на­чал в 1905 в Сту­дии на По­вар­ской в Мо­ск­ве; оформ­лял спек­так­ли Те­ат­ра В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской в С.-Пе­тер­бур­ге, моск. те­ат­ра К. Н. Не­зло­би­на и Сво­бод­но­го те­ат­ра («По­кры­ва­ло Пье­рет­ты» А. Шниц­ле­ра, 1913). По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 А. соз­дал наи­бо­лее зна­чи­тель­ные ра­бо­ты, от­ме­чен­ные зна­ни­ем ар­хи­тек­ту­ры и бы­та разл. эпох, ро­ман­тич. зву­ча­ни­ем, мо­ну­мен­та­ли­за­ци­ей ху­дож. об­раза, звуч­но­стью цве­та. Сре­ди по­стано­вок – «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го (совм. с др., 1920, Боль­шой театр), «Ба­бы» по пье­сам К. Голь­до­ни (1929, МХАТ 2-й), «Рас­те­ряе­ва ули­ца» по Г. И. Ус­пен­ско­му (1929, Ма­лый те­атр), «На дне» М. Горь­ко­го (1947, Са­ра­тов­ский дра­ма­тич. те­атр). Ра­бо­тал так­же в ки­но (в т. ч. ф. «Празд­ник свя­то­го Йор­ге­на», 1930, совм. с др.). Пи­сал пей­за­жи (пре­им. мес­та, свя­зан­ные с жиз­нью А. С. Пуш­ки­на, П. И. Чай­ковско­го, А. Н. Ост­ров­ско­го; па­мят­ни­ки др.-рус. зод­че­ст­ва) и порт­ре­ты.

Лит.: Ра­ки­ти­на Е. А. А. Ара­пов. М., 1965.

Вернуться к началу