Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕРЕБРЯКО́ВА ЗИНАИДА ЕВГЕНЬЕВНА

Авторы: П. С. Павлинов
З. Е. Серебрякова. «Беление холста». 1917. Третьяковская галерея (Москва).

СЕРЕБРЯКО́ВА Зи­наи­да Ев­гень­ев­на [28.11(10.12).1884, име­ние Не­скуч­ное Бел­го­род­ско­го у. Кур­ской губ., ны­не в Харь­ков­ской обл. – 19.9.1967, Па­риж], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик. Дочь Е. А. Лан­се­ре, внуч­ка (по ма­те­ри) Н. Л. Бе­нуа; сест­ра Е. Е. Лан­се­ре и Н. Е. Лан­се­ре. Учи­лась в мас­тер­ской О. Э. Бра­за в С.-Пе­тер­бур­ге (1903–05), в ака­де­мии «Ла Гранд-Шомь­ер» в Па­ри­же (зи­ма 1905/06). С 1899 зна­чит. часть го­да про­во­ди­ла в име­нии Не­скуч­ное, с дек. 1917 жи­ла в Змиё­ве, с 1918 – в Харь­ко­ве, в 1918–19 так­же в Не­скуч­ном, с дек. 1920 – в Пет­ро­гра­де. По­се­ти­ла Ита­лию (1902–03, 1914), Крым (1911, 1913), Швей­ца­рию, Гер­ма­нию (1914). Чл. объ­е­ди­нения «Мир ис­кус­ст­ва» (с 1911). Ра­бота­ла в разл. тех­ни­ках (мас­ло, тем­пе­ра, ак­ва­рель, сан­ги­на, с 1921 пас­тель, и др.). Пи­са­ла порт­ре­ты [«За туа­ле­том. Ав­то­порт­рет» (1909, ГТГ; см. илл. к ст. Ав­то­порт­рет); «Пье­ро» (1911, Одес­ский ху­дож. му­зей), се­рия порт­ре­тов пет­рогр. ар­ти­стов ба­ле­та (1921–24), в т. ч. Г. М. Ба­лан­чи­вад­зе (см. илл. к ст. Дж. Ба­лан­чин) и А. Д. Да­ни­ло­вой (оба 1922, ГЦТМ; см. илл. к статье о ней)], в т. ч. груп­по­вые [«За зав­тра­ком» (де­ти ху­дож­ни­цы – Ев­ге­ний, Алек­сандр и Тать­я­на, 1914, ГТГ; см. илл. к ст. Порт­рет); «Кар­точ­ный до­мик» (1919, ГРМ)], об­на­жён­ную на­ту­ру («Ку­паль­щи­ца», 1911, ГРМ), пей­за­жи, на­тюр­мор­ты («Ат­ри­бу­ты ис­кус­ст­ва», 1922, Гос. му­зей ис­кусств Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, Ал­ма-Ата). В сер. 1910-х гг. соз­да­ны луч­шие ра­бо­ты С. на те­мы кре­сть­ян­ской жиз­ни: «Кре­сть­я­не. Обед» (1914, ГРМ; см. илл. к ст. Кре­сть­ян­ст­во), «Жат­ва» (1915, Одес­ский ху­дож. му­зей), «Бе­ле­ние хол­ста» (1917, ГТГ). В ду­хе нео­клас­си­циз­ма на­пи­са­ны кар­ти­на «Ба­ня» (1913, ГРМ), эс­ки­зы 4 пан­но (оли­це­тво­ре­ния Тур­ции, Япо­нии, Ин­дии и Сиа­ма) для Ка­зан­ско­го во­кза­ла в Мо­ск­ве (1915–16) и др. В 1921 ра­бо­та­ла в мас­тер­ских на­гляд­ных по­со­бий при От­де­ле нар. об­ра­зо­ва­ния в Пет­ро­гра­де.

С сент. 1924 жи­ла в Па­ри­же. Про­дол­жи­ла пи­сать порт­ре­ты, в т. ч. ав­то­порт­ре­ты (св. 70 в разл. тех­ни­ках), порт­ре­ты чле­нов сво­ей се­мьи, дея­те­лей иск-ва (С. С. Про­кофь­е­ва, 1926; К. А. Со­мо­ва, 1928; С. М. Ли­фа­ря, 1961), так­же за­каз­ные (чле­нов се­мьи Рот­шильд, 1962, и др.), на­тюр­мор­ты. В 1925–62 во вре­мя творч. по­ез­док (ок. 40) по Фран­ции (в т. ч. по Бре­та­ни и Ла­зур­но­му бе­ре­гу) и стра­нам Зап. Ев­ро­пы (Анг­лия, 1925, 1938, 1947–54; Гер­ма­ния, 1927, 1930; Бель­гия, 1928, 1930; Ита­лия, 1932 и 1937; Швей­ца­рия, 1939, 1950-е гг.; Пор­ту­га­лия, 1957), в Ма­рок­ко (зи­ма 1928/29, 1932) соз­да­ва­ла се­рии жи­во­пис­ных и гра­фич. пей­за­жей, порт­ре­тов, бы­то­вых за­ри­со­вок. Вме­сте с сы­ном ис­пол­ни­ла де­ко­ра­тив­ные пан­но для особ­ня­ка ба­ро­на Ж. де Брау­ве­ра в Пом­рё­ле в Бель­гии (1936–37).

Де­ти – арх. Ев­ге­ний Бо­ри­со­вич (1906–1991; жил пре­им. в Ле­нин­гра­де; по­сле 1945 вос­ста­нав­ли­вал двор­цо­во-пар­ко­вые ан­самб­ли), ху­дож­ни­ки Алек­сандр Бо­ри­со­вич (1907–95; с 1925 жил в Па­ри­же), Тать­я­на Бо­ри­сов­на (1912–89; с 1943 жи­ла в Мо­ск­ве; сце­но­граф) и Ека­те­ри­на Бо­ри­сов­на (1913–2014; с 1928 жи­ла в Па­ри­же) Се­реб­ря­ко­вы.

Лит.: З. Се­реб­ря­ко­ва: Сб. ма­те­риа­лов и ка­та­лог экс­по­зи­ции к 100-ле­тию со дня ро­ж­де­ния ху­дож­ни­ка. М., 1986; З. Се­реб­ря­ко­ва. Пись­ма. Со­вре­мен­ни­ки о ху­дож­ни­це. М., 1987; Круг­лов В. Ф. З. Е. Се­реб­ря­ко­ва. СПб., 2004; Пав­ли­нов П. С. З. Се­реб­ря­ко­ва: Пей­за­жи фран­цуз­ско­го пе­рио­да // Рус­ское ис­кус­ст­во. 2012. № 3 (35); он же. Мать и де­ти // На­ше на­сле­дие. 2015. № 113; З. Се­реб­ря­ко­ва. Ма­рок­ко / Сост. А. И. Ни­ко­лае­ва, П. С. Пав­ли­нов. М., 2013; Ру­са­ко­ва А. А. З. Се­реб­ря­ко­ва. 2-е изд. М., 2014.

Вернуться к началу