ЛАНСЕРЕ́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАНСЕРЕ́ Николай Евгеньевич [14(26).4.1879, С.-Петербург – 6.5.1942, Саратов], рос. архитектор, график, историк архитектуры, музейный работник. Сын Е. А. Лансере, брат Е. Е. Лансере, З. Е. Серебряковой, внук Н. Л. Бенуа. В 1897 и 1902 совершил поездки по странам Европы. Учился в петерб. АХ (1898–1904) у дяди, Л. Н. Бенуа.
Как архитектор работал в духе неоклассицизма (павильон «Петербург» на Всерос. гигиенич. выставке на Каменном острове, 1912–13; особняки М. А. Новинской и В. А. Засецкой, 1913–14; оба в С.-Петербурге), обращался также к стилизации др.-рус. зодчества (проект Епархиального женского уч-ща в Курске, 1907, совм. с А. И. Таманяном; дерев. ц. Ильи Пророка и звонница в имении Ратьковых – Рожновых «Дубки», 1913, не сохр.), модерну (проект реконструкции дома Е. В. Глушкова в Царском Селе, 1907; проект гостиницы «Паласт» для С.-Петербурга, 1909), стилизациям англ. готики (усадебный дом Е. Е. Лансере в дер. Усть-Крестище, 1910, не сохр.), рус. барокко (фасады Школы нар. иск-ва на канале Грибоедова, 1914–15), маньеризма и барокко (проект Рус.-Азиат. банка, 1916), палладианству (проект виллы П. П. Регира в Ланжероне, близ Одессы, 1915–17). Работал над интерьерами (особняк В. П. Кочубея в Царском Селе, 1913–14) и оформлением худож. выставок в С.-Петербурге (Историко-худож. выставка рус. портретов в Таврическом дворце, 1905; Междунар. выставка мебели и Междунар. худож.-строит. выставка, 1908; «Ломоносов и елизаветинское время», 1912, и др.).
Мастер архитектуры малых форм: метеорологич. павильон на Малой Конюшенной ул. (1913, восстановлен в 1997), памятник Петру I в Лодейном Поле (1910), надгробие С. С. Боткина на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (1912–13) и др. Проектировал пром. здания (фасады оружейного завода в Коврове, 1916).
В 1918–22 жил в Анапе и Нахичевани-на-Дону (ныне входит в Ростов-на-Дону); создал проекты вокзала для Новочеркасска (1919), жилых домов для трудящихся, исполкома и портовой чайной для Ростова-на-Дону, Нар. дома для Азова (все 1920). С 1922 жил в Петрограде (Ленинграде). Среди проектов в стилях неоклассицизма и конструктивизма – планировка и павильоны ВСХВ (1922); Дворец труда и Симоновский пос. для рабочих в Москве; планировка г. Грозный (все 1922–23, совм. с А. А. Олем), Дворец культуры для Ростова-на-Дону (1924–25, совм. с А. И. Дмитриевым), памятник-маяк Х. Колумбу для г. Санто-Доминго в Доминиканской Республике (1929), «Театр массового муз. действа» на 4 тыс. чел. для Харькова (1930, совм. с А. И. Изосимовым); комплекс зданий Всесоюзного ин-та эксперим. медицины в Москве (1934–37, совм. с другими). Сохранились адм. и цеховые корпуса завода точного машиностроения (1929–31; с 1946 «Ленполиграфмаш»), жилой дом на Каменноостровском просп. в С.-Петербурге (1934–35, совм. с другими). Работал в области книжной графики (обложки книг изд-ва «Мысль», 1924–25, и др.). Создавал акварельные циклы, посвящённые Ленинграду и пригородам (Гатчина, 1924; Пушкин, 1926; Петергоф, 1929, и др.).
Занимался изучением рус. архитектуры 18–19 вв., реставраторской (Сампсониевский собор, 1909, квартира А. С. Пушкина на Мойке, 1923), музейной и обществ. деятельностью: участвовал в работе Комиссии по изучению Старого Петербурга (секретарь в 1907–18) и организации музея при ней (ныне Музей истории С.-Петербурга), в создании экспозиции Летнего дворца Петра I (1925); с 1922 хранитель Историко-бытового отдела ГРМ. Преподавал на Высших женских архит. курсах Е. Ф. Багаевой (с 1913), в Политехнич. ин-те, Высшем худож. уч-ще декоративных искусств (ныне Высшее худож.-пром. уч-ще им. В. И. Мухиной) и др.
Арестован 2.3.1931; до 28.6.1935 работал в Особом конструкторско-технич. бюро (ОКТБ-12; проект адм. здания ОГПУ на Литейном просп., 1931–32, совм. с А. И. Гегелло, А. А. Олем, Н. А. Троцким и др.). Вторично арестован 22.5.1938. Умер в тюрьме; реабилитирован в 1957.
Его дочь – арх. Наталья Николаевна Лансере (1910–98), сын – арх. Алексей Николаевич Лансере (1916–2003).