АВТОПОРТРЕ́Т
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВТОПОРТРЕ́Т, портрет художника, выполненный им самим (часто с помощью зеркала). Может быть самостоят. произведением либо частью группового портрета или многофигурной композиции. А. отражает самосознание художника, оценку им собств. личности и творч. принципов. А. встречается уже в др.-егип. иск-ве (рельеф с изображением одного из авторов гробницы Птаххотепа близ Саккары, ок. 2310 до н. э.). Со времени античности А. часто служил своеобразным «автографом» мастера (напр., предполагаемый А. скульптора Фидия на щите статуи Афины-Парфенос). В ср.-век. иск-ве эта традиция сохранялась (изображения мастера Аврама на т. н. Магдебургских вратах Софийского собора в Новгороде, скульптора Петра Парлержа в трифории собора Св. Вита в Праге и др.). Многие А. относятся к типу т. н. аллегорич. портрета; для них характерны тщательно продуманные аксессуары, часто имеющие отношение к профессии художника.
Итал. живописцы Раннего Возрождения нередко вводили А. в религ. композиции (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Л. Синьорелли) – в качестве ассистирующих или созерцающих сакральное событие персонажей. Как самостоят. вид портретного иск-ва А. сложился во 2-й пол. 15 в. и в период Высокого Возрождения (Антонелло да Мессина, А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Рафаэль), когда возросло обществ. значение художника. В иск-ве Позднего Возрождения в А. раскрывались драматич. судьбы творч. личности (Микеланджело – во фреске «Страшный суд», 1536–41; Тициан, Я. Тинторетто). Для А. в иск-ве маньеризма характерны замкнутость, усложнение внутреннего мира (Понтормо, Ф. Пармиджанино).
В 17 в. А. выделяются психологич. глубиной и напряжённостью; прежде всего это относится к Рембрандту, оставившему впервые в истории иск-ва цикл А. Чувством собств. достоинства наполнены произведения Н. Пуссена и П. П. Рубенса. Художники 18 в. (Ж. Б. С. Шарден, Дж. Рейнолдс, Ж. Л. Давид) наряду с социальной характеристикой подчёркивали в А. значение частной жизни и самоценность внутреннего мира человека.
В иск-ве романтизма А. утверждал обособленность творч. личности, нередко и трагич. разочарование (Э. Делакруа, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов и др.). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. А. служил средством выражения собств. живописно-пластич. концепции мастера (Г. Курбе, Э. Дега, П. Гоген, П. Сезанн, Н. С. Гончарова), его внутренней духовной напряжённости (автопортретный цикл В. Ван Гога; работы Н. Н. Ге, М. А. Врубеля, М. В. Добужинского и др.). Некоторые А. (художников «Мира искусства», также М. Дени и др.) наделены чертами эстетского самолюбования. Интенсивные и разнообразные поиски новых средств выражения сложной духовной сущности художника-творца характерны для А. 20 в. и современности (мастера экспрессионизма, С. Дали, М. З. Шагал, К. С. Петров-Водкин, К. С. Малевич, Дж. Де Кирико, М. С. Сарьян, С. Т. Конёнков и мн. др.). Крупнейшая коллекция А. составляет особый раздел галереи Уффици (Флоренция).