Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВТОПОРТРЕ́Т

АВТОПОРТРЕ́Т, порт­рет ху­дож­ни­ка, вы­пол­нен­ный им са­мим (час­то с по­мощью зер­ка­ла). Мо­жет быть са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ни­ем ли­бо ча­стью груп­пово­го порт­ре­та или мно­го­фи­гур­ной ком­по­зи­ции. А. от­ра­жа­ет са­мо­соз­на­ние ху­дож­ни­ка, оцен­ку им собств. лич­но­сти и творч. прин­ци­пов. А. встре­ча­ет­ся уже в др.-егип. иск-ве (рель­еф с изо­бра­же­нием од­но­го из ав­то­ров гроб­ни­цы Птах­хо­те­па близ Сак­ка­ры, ок. 2310 до н. э.). Со вре­ме­ни ан­тич­но­сти А. час­то слу­жил свое­об­раз­ным «ав­то­гра­фом» мас­те­ра (напр., пред­по­ла­гае­мый А. скульп­то­ра Фи­дия на щи­те ста­туи Афи­ны-Пар­фе­нос). В ср.-век. иск-ве эта тра­ди­ция со­хра­ня­лась (изо­бра­же­ния мас­те­ра Ав­ра­ма на т. н. Ма­где­бург­ских вра­тах Со­фий­ско­го со­бо­ра в Нов­го­ро­де, скульп­то­ра Пет­ра Пар­лер­жа в три­фо­рии со­бора Св. Ви­та в Пра­ге и др.). Мно­гие А. от­но­сят­ся к ти­пу т. н. ал­ле­го­рич. порт­ре­та; для них ха­рак­тер­ны тща­тельно про­ду­ман­ные ак­сес­суа­ры, час­то имею­щие от­но­ше­ние к про­фес­сии ху­дож­ни­ка.

А. Дюрер. Автопортрет. 1498. Прадо (Мадрид).

Итал. жи­во­пис­цы Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния не­ред­ко вво­ди­ли А. в ре­лиг. компо­зи­ции (Ма­зач­чо, Д. Гир­лан­дайо, С. Бот­ти­чел­ли, Л. Синь­о­рел­ли) – в ка­че­ст­ве ас­си­сти­рую­щих или со­зер­цаю­щих са­краль­ное со­бы­тие пер­со­на­жей. Как са­мо­сто­ят. вид порт­рет­но­го иск-ва А. сло­жил­ся во 2-й пол. 15 в. и в пе­ри­од Высо­ко­го Воз­ро­ж­де­ния (Ан­то­нел­ло да Мес­си­на, А. Дю­рер, Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ра­фа­эль), ко­гда воз­рос­ло об­ществ. зна­че­ние ху­дож­ни­ка. В иск-ве Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния в А. рас­кры­ва­лись дра­ма­тич. судь­бы творч. лич­но­сти (Микелан­джело – во фреске «Страшный суд», 1536–41; Ти­ци­ан, Я. Тин­то­рет­то). Для А. в иск-ве мань­е­риз­ма ха­рак­тер­ны зам­кну­тость, ус­лож­не­ние внут­рен­не­го ми­ра (Пон­тор­мо, Ф. Пармиджанино).

В 17 в. А. вы­де­ля­ют­ся пси­хо­ло­гич. глу­би­ной и на­пря­жён­но­стью; пре­ж­де все­го это от­но­сит­ся к Рем­бранд­ту, ос­та­вив­ше­му впер­вые в ис­то­рии иск-ва цикл А. Чув­ст­вом собств. дос­то­ин­ст­ва на­пол­не­ны про­из­ве­де­ния Н. Пус­се­на и П. П. Ру­бен­са. Ху­дож­ни­ки 18 в. (Ж. Б. С. Шар­ден, Дж. Рей­нолдс, Ж. Л. Да­вид) на­ря­ду с со­ци­аль­ной ха­рак­те­ри­сти­кой под­чёр­ки­ва­ли в А. зна­че­ние ча­ст­ной жиз­ни и са­мо­цен­ность внут­рен­не­го ми­ра че­ло­ве­ка.

З. Е. Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». 1909. Третьяковская галерея (Москва).

В иск-ве ро­ман­тиз­ма А. ут­вер­ждал обо­соб­лен­ность творч. лич­но­сти, не­ред­ко и тра­гич. раз­оча­ро­ва­ние (Э. Де­ла­круа, О. А. Ки­прен­ский, К. П. Брюл­лов и др.). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. А. слу­жил сред­ст­вом вы­ра­же­ния собств. жи­во­пис­но-пла­стич. кон­цеп­ции мас­те­ра (Г. Кур­бе, Э. Де­га, П. Го­ген, П. Се­занн, Н. С. Гон­ча­ро­ва), его внут­рен­ней ду­хов­ной на­пря­жён­но­сти (ав­то­порт­рет­ный цикл В. Ван Го­га; ра­бо­ты Н. Н. Ге, М. А. Вру­бе­ля, М. В. До­бу­жин­ско­го и др.). Не­ко­то­рые А. (ху­дож­ни­ков «Ми­ра ис­кус­ст­ва», так­же М. Де­ни и др.) на­деле­ны чер­та­ми эс­тет­ско­го са­мо­лю­бования. Ин­тен­сив­ные и раз­но­об­раз­ные по­ис­ки но­вых средств вы­ра­же­ния слож­ной ду­хов­ной сущ­но­сти ху­дож­ни­ка-твор­ца ха­рак­тер­ны для А. 20 в. и со­времен­но­сти (мас­те­ра экс­прес­сио­низ­ма, С. Да­ли, М. З. Ша­гал, К. С. Пет­ров-Вод­кин, К. С. Ма­ле­вич, Дж. Де Ки­ри­ко, М. С. Сарь­ян, С. Т. Ко­нён­ков и мн. др.). Круп­ней­шая кол­лек­ция А. со­став­ля­ет осо­бый раз­дел га­ле­реи Уф­фи­ци (Фло­рен­ция).

Лит.: Benkard E. Das Selbstbildnis vom 15. bis zum Beginn des 18. Jahrhunderts. B., 1927; Gasser M. Das Selbstbildnis. L., 1963; «Ав­то­порт­рет в рус­ском и со­вет­ском ис­кус­ст­ве», вы­став­ка. (Кат.). М., 1977.

Вернуться к началу