ОБЕ́Р ДАНИЕЛЬ ФРАНСУА ЭСПРИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБЕ́Р (Auber) Даниель Франсуа Эспри (29.1.1782, Кан, Нормандия – 12.5.1871, Париж), франц. композитор, чл. Академии искусств (1829). Один из крупных оперных композиторов 19 в. Ученик Л. Керубини. Известность ему принесла комич. опера «Пастушка-помещица» («La bergère châtelaine», 1820, Париж). С 1820-х гг. сотрудничал с Э. Скрибом, который стал либреттистом большинства его опер, первые из них – «Лейчестер» (по В. Скотту) и «Снег» (обе 1823, Париж). В 1842–71 директор Парижской конс., с 1857 также придворный капельмейстер.
В ранних операх О. ощутимо влияние Дж. Россини и А. Буальдьё, творч. самостоятельность композитора впервые проявилась в комич. опере «Каменщик» (либр. Э. Скриба и Ж. Делавиня, 1825, «Опера-Комик», Париж). Европ. славу О. утвердила опера «Немая из Портичи» – образец жанра большой оперы (либр. Скриба и Делавиня, 1828, Парижская опера; в России шла под назв. «Палермские бандиты»). Героич. тематика и политич. заострённость сюжета (восстание неаполитанских рыбаков против исп. поработителей в 1647) соответствовали обществ. настроениям во Франции в канун Июльской революции 1830, с манифестации на спектакле в Брюсселе началась Бельг. революция 1830. В музыке использованы ритмы и интонации нар. песен и танцев, песен и маршей Франц. революции 18 в., введены приёмы контрастной драматургии, массовые хоровые эпизоды (сцена на рынке, сцена восстания), элементы пантомимы, мелодраматич. ситуации (сцена сумасшествия гл. героини – Фенеллы). Поручив партию Фенеллы танцовщице, композитор использовал возможность ввести в партитуру значит. оркестровые эпизоды. К ярким образцам жанра опера-комик относятся «Фра-Дьяволо» (1830, «Опера-Комик»), «Бронзовый конь» (1835, Парижская опера), «Чёрное домино» (1837, «Опера-Комик»). В содружестве со Скрибом О. создал новый тип опера-комик, для которого характерны занимательные авантюрно-приключенческие (иногда сказочные) сюжеты, стремительно развивающаяся интрига, изобилие эффектных игровых, порой гротескных ситуаций. Музыке, следующей за комедийными поворотами действия, присущи грациозность, мелодич. свежесть, острота ритма, тонкость оркестровки.
Автор св. 50 опер, ряда литургич. сочинений, светских кантат, инструментальных концертов с оркестром и др. Лучшие оперы О. сохранились в репертуаре совр. театров.