Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОПЕРА́-КОМИ́К

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 231

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОПЕРА́-КОМИ́К (франц. opéra comique – ко­ми­чес­кая опе­ра), франц. раз­но­вид­ность ко­ми­че­ской опе­ры. Ис­то­ки жан­ра – в па­риж­ских ко­ме­дий­ных яр­ма­роч­ных пред­став­ле­ни­ях 17 в., ко­то­рые не­ред­ко от­ли­ча­лись ост­ро­са­ти­рич. на­прав­лен­но­стью: в них вы­смеи­ва­лись нра­вы и обы­чаи ари­сто­кра­тии и дво­рян­ст­ва, па­ро­ди­ро­ва­лись при­двор­ные опер­ные спек­так­ли. В яр­ма­роч­ные ко­ме­дии вклю­ча­лись по­пу­ляр­ные гор. ку­плет­ные пе­сен­ки, т. н. во­де­ви­ли (пе­ре­тек­сто­вы­ва­лись со­об­раз­но со­дер­жа­нию пье­сы). Со вре­ме­нем лит.-ху­дож. уро­вень ба­ла­ган­ных пред­став­ле­ний по­вы­сил­ся (од­ним из ав­то­ров пьес стал пи­са­тель-са­ти­рик А. Р. Ле­саж), воз­рос­ла роль муз. оформ­ле­ния, к соз­да­нию спек­так­лей при­вле­ка­лись проф. ком­по­зи­торы, в т. ч. Ж. Ф. Ра­мо, К. Жи­лье, Ж. Му­ре (они пи­са­ли для яр­мар­ки ди­вер­тис­мент­ные и ин­тер­ме­дий­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные и во­каль­ные но­ме­ра – ари­ет­ты). Яр­ма­роч­ные ко­ме­дии, па­ро­ди­рую­щие му­зы­каль­ную тра­ге­дию, ок. 1715 по­лу­чи­ли назв. «О.-к.». С 1740-х гг. обо­га­ще­нию и уг­луб­ле­нию её со­дер­жа­ния спо­соб­ст­во­вал ли­те­ра­тор и те­ат­раль­ный дея­тель Ш. С. Фа­вар. Яр­ма­роч­ная О.-к., поль­зо­вав­шая­ся боль­шим ус­пе­хом в бур­жу­аз­но-де­мо­кра­тич. кру­гах, ус­пеш­но кон­ку­ри­ро­ва­ла с опер­ны­ми спек­так­ля­ми при­двор­но­го те­ат­ра. Га­ст­ро­ли итал. опер­ной труп­пы в Па­ри­же (1752), по­зна­комив­шие фран­цу­зов с ко­мич. опе­ра­ми и ин­тер­ме­дия­ми итал. ком­по­зи­то­ров (сре­ди по­след­них – «Слу­жан­ка-гос­по­жа» Дж. Б. Пер­го­ле­зи), спо­соб­ст­во­ва­ли ста­нов­ле­нию О.-к. как са­мо­сто­ят. му­зы­каль­но-те­ат­раль­но­го жан­ра. Вос­при­няв от итал. муз. ко­ме­дии ве­ду­щую дра­ма­тур­гич. роль му­зы­ки и раз­вёр­ну­тые опер­ные фор­мы, О.-к. со­хра­ни­ла свой­ст­вен­ные яр­ма­роч­ной муз. ко­ме­дии раз­го­ворный диа­лог, опо­ру на франц. нар. пе­сен­ные и тан­це­валь­ные жан­ры, со­ци­аль­ную за­ост­рён­ность. О.-к. фор­ми­ро­ва­лась в 2 осн. раз­но­вид­но­стях: ко­ме­дий­но-бы­то­вая с мо­ра­ли­зи­рую­щим от­тен­ком и чув­ст­ви­тель­ная. Ком­по­зи­то­ры Э. Р. Ду­ни, Ф. А. Фи­ли­дор, П. А. Мон­си­ньи, А. Э. М. Грет­ри и др., ра­бо­тав­шие в жан­ре О.-к. совм. с либ­рет­ти­стами Фа­ва­ром, Ж. Ф. Мар­мон­те­лем и М. Ж. Се­де­ном, соз­да­ли яр­кие об­раз­цы нац. ко­мич. опе­ры. Во 2-й пол. 18 в. О.-к. ста­ла ве­дущим жан­ром во франц. му­зы­каль­но-те­ат­раль­ном иск-ве. На её ос­но­ве в кон. 18 в. сло­жи­лась «опе­ра спа­се­ния», в 19 в. – опе­рет­та и ли­ри­че­ская опе­ра. В го­ды Пер­вой им­пе­рии и Рес­тав­ра­ции Бур­бо­нов О.-к. при­об­ре­ла бо­лее по­верх­но­ст­но-раз­вле­ка­тель­ный ха­рак­тер (Н. Изу­ар). Воз­ро­ж­де­ние жан­ра свя­за­но с твор­че­ст­вом А. Бу­аль­дьё («Бе­лая да­ма», 1825) и Ф. Ге­роль­да («Цам­па», 1831), ко­то­рые при­да­ли О.-к. ро­ман­тич. чер­ты, рас­ши­ри­ли её со­дер­жа­ние и вы­ра­зит. приё­мы (ме­ст­ный ко­ло­рит, эле­мен­ты фан­та­сти­ки, тем­бро­вое обо­га­ще­ние ор­ке­ст­ра, вве­де­ние ро­ман­тич. во­каль­ной бал­ла­ды). Д. Ф. Э. Обер вер­нул О.-к. зло­бо­днев­ность сю­же­тов, во­пло­щая их в ув­ле­ка­тель­ном, пол­ном ост­ро­умия, изя­ще­ст­ва и эф­фект­ных кон­тра­стов му­зы­каль­но-сце­нич. дей­ст­вии («Фра-Дья­во­ло», 1830; «Чёр­ное до­ми­но», 1837).

Во 2-й пол. 19 в. жанр О.-к., при сохра­не­нии сво­их внеш­них при­зна­ков (разг. диа­лог как осн. ти­по­ло­гич. чер­та), пе­ре­стал быть ис­клю­чи­тель­но ко­ме­дий­ным, до­пус­кая са­мые раз­ные кон­цеп­ци­он­ные ре­ше­ния, в т. ч. и ост­род­ра­ма­ти­че­ские («Кар­мен» Ж. Би­зе, 1875).

Лит.: Ля-Ло­ран­си Л. де. Фран­цуз­ская ко­миче­ская опе­ра XVIII в. М., 1937; Хох­лов­кина АА. За­пад­но­ев­ро­пей­ская опе­ра. Ко­нец XVIII – 1-я по­ло­ви­на XIX в. Очер­ки. М., 1962; Брян­це­ва ВН. Фран­цуз­ская ко­ми­че­ская опе­ра XVIII в. М., 1985; Charlton D. French opera, 1730–1830: meaning and media. Aldershot, 2000.

Вернуться к началу