ОПЕРА́-КОМИ́К
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОПЕРА́-КОМИ́К (франц. opéra comique – комическая опера), франц. разновидность комической оперы. Истоки жанра – в парижских комедийных ярмарочных представлениях 17 в., которые нередко отличались остросатирич. направленностью: в них высмеивались нравы и обычаи аристократии и дворянства, пародировались придворные оперные спектакли. В ярмарочные комедии включались популярные гор. куплетные песенки, т. н. водевили (перетекстовывались сообразно содержанию пьесы). Со временем лит.-худож. уровень балаганных представлений повысился (одним из авторов пьес стал писатель-сатирик А. Р. Лесаж), возросла роль муз. оформления, к созданию спектаклей привлекались проф. композиторы, в т. ч. Ж. Ф. Рамо, К. Жилье, Ж. Муре (они писали для ярмарки дивертисментные и интермедийные инструментальные и вокальные номера – ариетты). Ярмарочные комедии, пародирующие музыкальную трагедию, ок. 1715 получили назв. «О.-к.». С 1740-х гг. обогащению и углублению её содержания способствовал литератор и театральный деятель Ш. С. Фавар. Ярмарочная О.-к., пользовавшаяся большим успехом в буржуазно-демократич. кругах, успешно конкурировала с оперными спектаклями придворного театра. Гастроли итал. оперной труппы в Париже (1752), познакомившие французов с комич. операми и интермедиями итал. композиторов (среди последних – «Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези), способствовали становлению О.-к. как самостоят. музыкально-театрального жанра. Восприняв от итал. муз. комедии ведущую драматургич. роль музыки и развёрнутые оперные формы, О.-к. сохранила свойственные ярмарочной муз. комедии разговорный диалог, опору на франц. нар. песенные и танцевальные жанры, социальную заострённость. О.-к. формировалась в 2 осн. разновидностях: комедийно-бытовая с морализирующим оттенком и чувствительная. Композиторы Э. Р. Дуни, Ф. А. Филидор, П. А. Монсиньи, А. Э. М. Гретри и др., работавшие в жанре О.-к. совм. с либреттистами Фаваром, Ж. Ф. Мармонтелем и М. Ж. Седеном, создали яркие образцы нац. комич. оперы. Во 2-й пол. 18 в. О.-к. стала ведущим жанром во франц. музыкально-театральном иск-ве. На её основе в кон. 18 в. сложилась «опера спасения», в 19 в. – оперетта и лирическая опера. В годы Первой империи и Реставрации Бурбонов О.-к. приобрела более поверхностно-развлекательный характер (Н. Изуар). Возрождение жанра связано с творчеством А. Буальдьё («Белая дама», 1825) и Ф. Герольда («Цампа», 1831), которые придали О.-к. романтич. черты, расширили её содержание и выразит. приёмы (местный колорит, элементы фантастики, тембровое обогащение оркестра, введение романтич. вокальной баллады). Д. Ф. Э. Обер вернул О.-к. злободневность сюжетов, воплощая их в увлекательном, полном остроумия, изящества и эффектных контрастов музыкально-сценич. действии («Фра-Дьяволо», 1830; «Чёрное домино», 1837).
Во 2-й пол. 19 в. жанр О.-к., при сохранении своих внешних признаков (разг. диалог как осн. типологич. черта), перестал быть исключительно комедийным, допуская самые разные концепционные решения, в т. ч. и остродраматические («Кармен» Ж. Бизе, 1875).