МОНСИНЬИ́ ПЬЕР АЛЕКСАНДР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНСИНЬИ́ (Monsigny) Пьер Александр (17.10.1729, Фокамберг, близ Сент-Омера – 14.1.1817, Париж), франц. композитор, чл. Ин-та Франции (1813). Окончив иезуитскую коллегию в Сент-Омере, в 1749 переехал в Париж. Ок. 1750 стал казначеем Ассамблеи франц. духовенства, с 1768 дворецкий герцога Орлеанского. Брал уроки композиции у П. Джанотти (контрабасист Парижской оперы, последователь теоретич. учения Ж. Ф. Рамо). Его дебют в оперном жанре – «Нескромные признания» (1759, ярмарочный театр, Париж). Будучи дворянином, скрывал своё авторство (раскрыл его, уверившись в успехе своих опер). Начиная с «Короля и фермера» (1762) оперы М. ставились в т-ре «Комеди Итальен» («Опера-Комик»). Ряд произведений М. (пасторальный балет «Избранница из Саланси», 1769; комич. опера «Сокол», 1771) впервые были исполнены при дворе во дворце Фонтенбло, а затем шли в «Комеди Итальен». Франц. революция 18 в. лишила М. всех средств к существованию, кроме пенсии, которую выплачивала «Опера-Комик». Положение композитора улучшилось, когда в 1800 он стал инспектором муз. образования.
Автор 17 опер, во многом определивший облик франц. комич. оперы, М. опирался на традиции франц. комедии с песенками, итал. оперы-буффа, а также франц. дивертисмента. В его наследии – дивертисмент «Новый мир» (1763), «героический балет» (термин того времени, означавший оперу в 3, а не в 5 актах) «Алина, королева Голкондская» (1766, Парижская опера), одноактная опера «Филемон и Бавкида» (1766, Баньоле). Одноактная комич. опера «Обманутый (одураченный) кади» (либр. П. Р. Лемонье по «Тысяче и одному дню» Ф. П. де ла Круа, 1761, ярмарка Сен-Жермен) была высоко оценена М. Ж. Седеном. Написанная на его либр. муз. драма «Дезертир» (1769) стала одним из первых образцов «оперы спасения», где герой подвергается смертельной опасности и чудом её избегает. Феерич. комедия «Прекрасная Арсена» (либр. Ш. С. Фавара по «Недотроге» Вольтера, 1773, Фонтенбло) изобилует хорами, партия гл. героини украшена колоратурами, 4-й акт открывается симфонич. вступлением «Гроза». Есть здесь и речитативы (при исполнении в 1785 Рус. придворной труппой в С.-Петербурге были заменены прозаич. диалогами).
Последнее произведение М., поставленное при его жизни, – комич. опера «Феликс, или Найдёныш» (либр. М. Ж. Седена, 1777, Фонтенбло), принадлежит к сентиментальному направлению и воспевает добродетель и семейные ценности. Рисуя в музыке оттенки чувств персонажей, М. прибегает к детализированной динамике и изысканным ремаркам (lamentabile в арии Феликса из 2-го акта). При отсутствии чисто оркестровых эпизодов (нет даже увертюры) сцена охоты в 3-м акте и финальный контрданс с хором стилистически близки симфониям венских классиков.
Мастерство драматурга, мелодич. дар М. обеспечили его операм устойчивую популярность на сценах европ. театров кон. 18 – нач. 19 вв., в т. ч. в России (так, «Дезертир» шёл на сцене моск. Большого театра в 1799–1819).