Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНСИНЬИ́ ПЬЕР АЛЕКСАНДР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 54

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Булычёва

МОНСИНЬИ́ (Monsigny) Пьер Алек­сандр (17.10.1729, Фо­кам­берг, близ Сент-Оме­ра – 14.1.1817, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор, чл. Ин-та Фран­ции (1813). Окон­чив ие­зу­ит­скую кол­ле­гию в Сент-Оме­ре, в 1749 пе­ре­ехал в Па­риж. Ок. 1750 стал ка­зна­че­ем Ас­самб­леи франц. ду­хо­вен­ст­ва, с 1768 дво­рец­кий гер­цо­га Ор­ле­ан­ско­го. Брал уро­ки ком­по­зи­ции у П. Джа­нот­ти (кон­тра­ба­сист Па­риж­ской опе­ры, по­сле­до­ва­тель тео­ре­тич. уче­ния Ж. Ф. Ра­мо). Его де­бют в опер­ном жан­ре – «Не­скром­ные при­зна­ния» (1759, яр­ма­роч­ный те­атр, Па­риж). Бу­ду­чи дво­ря­ни­ном, скры­вал своё ав­тор­ст­во (рас­крыл его, уве­рив­шись в ус­пе­хе сво­их опер). На­чи­ная с «Ко­ро­ля и фер­ме­ра» (1762) опе­ры М. ста­ви­лись в т-ре «Ко­ме­ди Италь­ен» («Опе­ра-Ко­мик»). Ряд про­из­ве­де­ний М. (пас­то­раль­ный ба­лет «Из­бран­ни­ца из Са­лан­си», 1769; ко­мич. опе­ра «Со­кол», 1771) впер­вые бы­ли ис­пол­не­ны при дво­ре во двор­це Фон­тен­бло, а за­тем шли в «Ко­ме­ди Италь­ен». Франц. ре­во­лю­ция 18 в. ли­ши­ла М. всех средств к су­ще­ст­во­ва­нию, кро­ме пен­сии, ко­то­рую вы­пла­чи­ва­ла «Опе­ра-Ко­мик». По­ло­же­ние ком­по­зи­то­ра улуч­ши­лось, ко­гда в 1800 он стал ин­спек­то­ром муз. об­ра­зо­ва­ния.

Ав­тор 17 опер, во мно­гом оп­ре­де­лив­ший об­лик франц. ко­мич. опе­ры, М. опи­рал­ся на тра­ди­ции франц. ко­ме­дии с пе­сен­ка­ми, итал. опе­ры-буф­фа, а так­же франц. ди­вер­тис­мен­та. В его на­сле­дии – ди­вер­тис­мент «Но­вый мир» (1763), «ге­рои­че­ский ба­лет» (тер­мин то­го вре­ме­ни, оз­на­чав­ший опе­ру в 3, а не в 5 ак­тах) «Али­на, ко­ро­ле­ва Гол­конд­ская» (1766, Па­риж­ская опе­ра), од­но­акт­ная опе­ра «Фи­ле­мон и Бав­ки­да» (1766, Бань­о­ле). Од­но­акт­ная ко­мич. опе­ра «Об­ма­ну­тый (оду­ра­чен­ный) ка­ди» (либр. П. Р. Ле­мо­нье по «Ты­ся­че и од­но­му дню» Ф. П. де ла Круа, 1761, яр­мар­ка Сен-Жер­мен) бы­ла вы­со­ко оце­не­на М. Ж. Се­де­ном. На­пи­сан­ная на его либр. муз. дра­ма «Де­зер­тир» (1769) ста­ла од­ним из пер­вых об­раз­цов «опе­ры спа­се­ния», где ге­рой под­вер­га­ет­ся смер­тель­ной опас­но­сти и чу­дом её из­бе­га­ет. Фее­рич. ко­ме­дия «Пре­крас­ная Ар­се­на» (либр. Ш. С. Фа­ва­ра по «Не­дот­ро­ге» Воль­те­ра, 1773, Фон­тенб­ло) изо­би­лу­ет хо­ра­ми, пар­тия гл. ге­рои­ни ук­ра­ше­на ко­ло­ра­ту­ра­ми, 4-й акт от­кры­ва­ет­ся сим­фо­нич. всту­п­ле­ни­ем «Гро­за». Есть здесь и ре­чи­та­ти­вы (при ис­пол­не­нии в 1785 Рус. при­двор­ной труп­пой в С.-Пе­тер­бур­ге бы­ли за­ме­не­ны про­за­ич. диа­ло­га­ми).

По­след­нее про­из­ве­де­ние М., по­став­лен­ное при его жиз­ни, – ко­мич. опе­ра «Фе­ликс, или Най­дё­ныш» (либр. М. Ж. Се­де­на, 1777, Фон­тенб­ло), при­над­ле­жит к сен­ти­мен­таль­но­му на­прав­ле­нию и вос­пе­ва­ет доб­ро­де­тель и се­мей­ные цен­но­сти. Ри­суя в му­зы­ке от­тен­ки чувств пер­со­на­жей, М. при­бе­га­ет к де­та­ли­зи­ро­ван­ной ди­на­ми­ке и изы­скан­ным ре­мар­кам (la­mentabile в арии Фе­лик­са из 2-го ак­та). При от­сут­ст­вии чис­то ор­ке­ст­ро­вых эпи­зо­дов (нет да­же увер­тю­ры) сце­на охо­ты в 3-м ак­те и фи­наль­ный контр­данс с хо­ром сти­ли­сти­че­ски близ­ки сим­фо­ни­ям вен­ских клас­си­ков.

Мас­тер­ст­во дра­ма­тур­га, ме­ло­дич. дар М. обес­пе­чи­ли его опе­рам ус­той­чи­вую по­пу­ляр­ность на сце­нах ев­роп. те­ат­ров кон. 18 – нач. 19 вв., в т. ч. в Рос­сии (так, «Де­зер­тир» шёл на сце­не моск. Боль­шо­го те­ат­ра в 1799–1819).

Лит.: Pougin A. Monsigny et son temps. P., 1908; Arnoldson L. P. Sedaine et les musiciens de son temps. P., 1934; Ла Ло­ран­си Л. де. Фран­цуз­ская ко­ми­че­ская опе­ра XVIII в. М., 1937; Druilhe P. Monsigny. P., 1955; Брян­це­ва В. Н. Фран­цуз­ская ко­ми­че­ская опе­ра XVIII в. М., 1985; Пор­фирь­е­ва А. Л. Мон­си­ньи // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII век. СПб., 2000. Кн. 2.

Вернуться к началу