Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«О́ПЕРА СПАСЕ́НИЯ»

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 230

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Кириллина

«О́ПЕРА СПАСЕ́НИЯ» («опе­ра ужа­сов и спа­се­ния»), раз­но­вид­ность франц. опе­ры кон. 18 – нач. 19 вв. На­зва­ние свя­за­но с гл. дра­ма­тур­гич. иде­ей: спа­се­ни­ем в фи­на­ле по­ло­жи­тель­но­го ге­роя, на­хо­дя­ще­го­ся в смер­тель­но опас­ной си­туа­ции. Кон­цеп­ция «О. с.» со­от­вет­ст­во­ва­ла оп­ти­ми­стич. идео­ло­гии Про­све­ще­ния с её ве­рой в выс­шую спра­вед­ли­вость и в не­об­хо­ди­мость ак­тив­ных дей­ст­вий ра­ди дос­ти­же­ния бла­го­род­ных це­лей. Тер­мин «О. с.» воз­ник в нем. му­зы­ко­ве­де­нии кон. 19 в. (нем. Rettungsoper) и от­но­сил­ся к опе­ре эпо­хи Франц. ре­во­лю­ции 18 в. и пе­рио­да Кон­суль­ст­ва На­поле­о­на (до 1804). Жан­ро­вая ос­но­ва «О. с.» – франц. опе­ра-комик, под влия­ни­ем лит-ры сен­ти­мен­та­лиз­ма ус­во­ив­шая ли­ри­ко-дра­ма­тич. («Де­зер­тир» П. А. Мон­си­ньи, 1769), а под влия­ни­ем ре­фор­ма­тор­ских опер К. В. Глю­ка – ге­ро­ич. ли­бо ти­ра­но­борч. чер­ты («Ри­чард Льви­ное Серд­це» А. Э. М. Грет­ри, 1784). При­зна­ка­ми соб­ст­вен­но «О. с.» яв­ля­ют­ся ис­то­ри­че­ские и бы­то­вые сю­же­ты («Ле­о­но­ра» П. Га­во, 1798; «Ужа­сы мо­на­сты­ря» А. Бер­то­на, 1790), ак­тив­ное взаи­мо­дей­ст­вие пер­со­на­жей ари­сто­кра­тич. и про­сто­на­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния – по­след­ние не­ред­ко иг­ра­ют ре­шаю­щую роль в спа­се­нии пер­вых («Во­до­воз, или Два дня» Л. Ке­руби­ни, 1800). Для муз. дра­ма­тур­гии «О. с.» ти­пич­но со­че­та­ние глю­ков­ско­го «вы­со­ко­го сти­ля» (раз­вёр­ну­тые арии, ан­самб­ли, хо­ры, сим­фо­нич. эпи­зо­ды) с бы­то­вой сти­ли­сти­кой ко­мич. опе­ры (стро­фич. фор­ма соль­ных но­ме­ров, пес­ни, тан­цы и т. д.). Муз. но­ме­ра свя­зы­ва­ют­ся разг. диа­ло­га­ми; ино­гда един­ст­во обес­пе­чи­ва­ет­ся не­од­но­крат­но по­вто­ряю­щей­ся лейт­те­мой (ро­манс Блон­де­ля в «Ри­чар­де Льви­ное Серд­це» Грет­ри; см. так­же Лейт­мо­тив).

В нач. 19 в. «О. с.» эво­лю­цио­ни­ро­ва­ла в сто­ро­ну «боль­шой опе­ры» на ис­то­рич. сю­жет («Вес­тал­ка» Г. Спон­ти­ни) и ут­ра­ти­ла жан­ро­вое свое­об­ра­зие. Влия­ние «О. с.» рас­про­стра­ни­лось за пре­де­лы Фран­ции («Фи­де­лио» Л. ван Бет­хо­ве­на и соз­дан­ная на тот же сю­жет «Ле­о­но­ра» Ф. Па­эра) и на­дол­го пе­ре­жи­ло сам жанр («Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки).

Лит.: Ра­ди­ге А. Фран­цуз­ские му­зы­кан­ты эпо­хи Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции. М., 1934; Хох­лов­ки­на А. За­пад­но­ев­ро­пей­ская опе­ра. Ко­нец XVIII – 1-я по­ло­ви­на XIX в. Очер­ки. М., 1962; Му­зы­ка фран­цуз­ской ре­во­люции XVIII в. Бет­хо­вен. М., 1967; Mon­grédien J. La musique en France: des Lumières au Romantisme. 1789–1830. P., 1985; Music and the French revolution. Camb., 1992; Charl­ton D. French opera, 1730–1830: meaning and media. Aldershot, 2000.

Вернуться к началу