«О́ПЕРА СПАСЕ́НИЯ»
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«О́ПЕРА СПАСЕ́НИЯ» («опера ужасов и спасения»), разновидность франц. оперы кон. 18 – нач. 19 вв. Название связано с гл. драматургич. идеей: спасением в финале положительного героя, находящегося в смертельно опасной ситуации. Концепция «О. с.» соответствовала оптимистич. идеологии Просвещения с её верой в высшую справедливость и в необходимость активных действий ради достижения благородных целей. Термин «О. с.» возник в нем. музыковедении кон. 19 в. (нем. Rettungsoper) и относился к опере эпохи Франц. революции 18 в. и периода Консульства Наполеона (до 1804). Жанровая основа «О. с.» – франц. опера-комик, под влиянием лит-ры сентиментализма усвоившая лирико-драматич. («Дезертир» П. А. Монсиньи, 1769), а под влиянием реформаторских опер К. В. Глюка – героич. либо тираноборч. черты («Ричард Львиное Сердце» А. Э. М. Гретри, 1784). Признаками собственно «О. с.» являются исторические и бытовые сюжеты («Леонора» П. Гаво, 1798; «Ужасы монастыря» А. Бертона, 1790), активное взаимодействие персонажей аристократич. и простонародного происхождения – последние нередко играют решающую роль в спасении первых («Водовоз, или Два дня» Л. Керубини, 1800). Для муз. драматургии «О. с.» типично сочетание глюковского «высокого стиля» (развёрнутые арии, ансамбли, хоры, симфонич. эпизоды) с бытовой стилистикой комич. оперы (строфич. форма сольных номеров, песни, танцы и т. д.). Муз. номера связываются разг. диалогами; иногда единство обеспечивается неоднократно повторяющейся лейттемой (романс Блонделя в «Ричарде Львиное Сердце» Гретри; см. также Лейтмотив).
В нач. 19 в. «О. с.» эволюционировала в сторону «большой оперы» на историч. сюжет («Весталка» Г. Спонтини) и утратила жанровое своеобразие. Влияние «О. с.» распространилось за пределы Франции («Фиделио» Л. ван Бетховена и созданная на тот же сюжет «Леонора» Ф. Паэра) и надолго пережило сам жанр («Жизнь за царя» М. И. Глинки).