МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ТРАГЕ́ДИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ТРАГЕ́ДИЯ, лирическая трагедия (франц. tragédie [mise] en musique, tragédie lyrique), оперный жанр, сложившийся во Франции во 2-й пол. 17 в. Его создатели – композитор Ж. Б. Люлли и драматург Ф. Кино. В М. т., возникшей под воздействием классицистского направления во франц. иск-ве, в определённой мере как аналог трагедиям П. Корнеля и Ж. Расина, причудливо сочетались черты барокко и классицизма. Типичными для классицизма были сюжеты (мифологич. или историко-легендарные, заимствованные из «Метаморфоз» Овидия, трагедий Еврипида, поэм Т. Тассо и Л. Ариосто) и проблематика (столкновение чувства и долга, любви и ненависти). При этом М. т. свободно выходила за рамки правила трёх единств, неукоснительно соблюдавшегося классицистской драматургией. С героикой и патетикой соседствовали пасторальность и фантастика, яркая зрелищность усиливалась выразит. средствами смежных искусств (хореография, сценография, постановочные эффекты), в преображённом виде включались элементы старинного франц. придворного балета и комедии-балета. М. т. Люлли («Празднества Амура и Вакха», «Кадм и Гермиона», «Армида» и др.) – монументальная, целостная муз.-сценич. 5-актная композиция с прологом, кульминацией к концу 3-го акта, заключит. апофеозом. Опере предшествует симфонич. вступление, построенное на контрасте медленного и быстрого темпов, т. н. франц. увертюра. Муз. драматургия М. т. строится на эмоционально-психологич., образных и динамич. контрастах. Eё осн. компоненты: декламационно-речитативные сцены, вокальные соло и дуэты, величеств. и пасторальные хоры, оркестровые поэтично-живописные картины, шествия, марши, танцы. В творчестве преемников Люлли (М. Р. Делаланд, М. Маре, А. Кампра, А. К. Детуш и др.) М. т., сохраняя свои типологич. черты, значительно модифицируется. Героика и патетика отступают под воздействием дивертисментности, утрачивается драматургич. единство и даже сюжетная связь между актами. Новый и заключит. этап в развитии М. т. – творчество Ж. Ф. Рамо («Ипполит и Арисия», «Кастор и Поллукс» и др.), который стремился приблизить её к эстетич. запросам эпохи Просвещения. У Рамо зачастую пролог сюжетно сближается с последующим действием оперы или совсем отсутствует, намечается муз.-тематич. связь между увертюрой и драмой, углубляются психологич., лирич. и картинно-живописное начала, вокальные партии приобретают бо́льшую мелодич. гибкость, изящество, значительно возрастает роль оркестровой партии. Жанр М. т. изжил себя к кон. 18 в., но некоторые черты оперной драматургии, сформировавшиеся в нём (значит. роль хора и балета, массовые сцены, живописно-изобразит. оркестровые картины, тесная связь вокальной мелодики и слова), стали впоследствии типологическими для нац. франц. оперного искусства.