Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОМЕ́ДИЯ-БАЛЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 610

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОМЕ́ДИЯ-БАЛЕ́Т (франц. comédie-ballet), му­зы­каль­но-те­ат­раль­ный жанр; ко­ме­дия, объ­е­ди­няю­щая диа­лог, та­нец, ин­ст­ру­мен­таль­ную му­зы­ку, ино­гда с пе­ни­ем. Эле­мен­ты ба­ле­та вклю­че­ны в дей­ст­вие или пе­ре­ме­жа­ют его в ви­де ин­тер­ме­дий (или ди­вер­тис­мен­тов), не свя­зан­ных с гл. ин­три­гой. Соз­да­тель жан­ра – Моль­ер, ко­то­рый в со­труд­ни­че­ст­ве с ком­по­зи­то­ром Ж. Б. Люл­ли, ба­лет­мей­сте­ром П. Бо­ша­ном и де­ко­ра­то­ром Г. Ви­га­ра­ни по­ста­вил ряд пьес при дво­ре Лю­до­ви­ка XIV: «Прин­цес­са Элид­ская» (1664), «Лю­бовь-це­ли­тель­ни­ца» (1665), «Гос­по­дин де Пур­сонь­як» (1666), «Си­ци­ли­ец, или Амур-жи­во­пи­сец» (1667), «Жорж Дан­ден» (1668), «Ме­ща­нин во дво­рян­ст­ве» (1670) и др., в со­труд­ни­че­ст­ве с ком­по­зи­то­ром М. А. Шар­пан­тье – К.-б. с пе­ни­ем «Мни­мый больной» (1673). В К.-б. та­нец дра­ма­ти­зиро­ван, при­бли­жа­ет­ся к пан­томи­ме, при­об­ре­тая бы­то­вые чер­ты. Во­каль­ные но­ме­ра, су­ще­ст­во­вав­шие и в ста­рых ба­ле­тах, так­же ожив­ля­ют­ся, при­бли­жа­ясь к фор­ме, на­по­ми­наю­щей ко­мич. опе­ру. Жанр ока­зал зна­чит. влия­ние на по­сле­дую­щее раз­ви­тие франц. муз. те­ат­ра, явив­шись важ­ным эта­пом на пу­ти к муз. тра­ге­ди­ям Люл­ли, ко­мич. опе­ре 18 в. и пан­то­мим­ным ба­ле­там Ж. Ж. Но­вер­ра.

Лит.: Рellissоп М. Les comédies-ballets de Mo­lière. P., 1914; Ра­зу­мов­ская М. В. У ис­то­ков но­во­го жан­ра: ко­ме­дии-ба­ле­ты Моль­е­ра на му­зы­ку Люл­ли // Ли­те­ра­ту­ра и му­зы­ка. Л., 1975; Abraham C. On the structure of Mo­lièreʼs «comédies-ballets». P.; Seattle, 1984; Ma­zouer Ch. Molière et ses comédies-ballets. 2 éd. P., 2006.

Вернуться к началу